Lateralus (альбом)


Lateralus (МФА: [lætəˈræləs][19], рус. Ответвлённость) — третий студийный альбом американской рок-группы Tool, выпущенный 15 мая 2001 года на лейбле Volcano Entertainment. Альбом был записан в таких студиях, как Cello в Голливуде и The Hook, Big Empty Space и The Lodge в Северном Голливуде между октябрём 2000 по январь 2001 годов. Дэвид Ботрилл, который был продюсером на двух предыдущих альбомов группы Ænima и Salival, спродюсировал альбом вместе с группой. 23 августа 2005 года альбом был переиздан в ограниченном тираже с двойной обложкой на CD диске и винил, которые содержали двухстраничный буклет и голографическое изображение.

Альбом Lateralus достиг первого места в чарте Billboard 200[20]. 5 августа 2003 года был сертифицирован RIAA как дважды платиновый[21]. Также, в Австралии альбом получил платиновую сертификацию[22], а в Канаде — дважды[23]. 30 августа 2004 года Британская ассоциация производителей фонограмм (англ. BPI) вручила группе серебряную сертификацию[24]. Группа была номинирована на премию «Грэмми» за лучшее метал-исполнение с песней «Schism» в 2002 году[25]. Lateralus занял 123 место в списке «Окончательные 200» Зала славы рок-н-ролла[26].

В песне «Schism» используются необычные тактовые размеры и частые перемены ритма. В одном анализе подсчитано, что песня меняет свой ритм 47 раз[27]. Сама группа ссылалась на размер 6 1⁄2 8[28].

В композиции «Parabol», чтобы сымитировать песнопения буддистских монахов, барабанщик Дэнни Кэрри семплировал своё дыхание через трубу, а так же ударные струны пианино для композиции «Reflection»[29]. Семплы в композиции «Faaip de Oiad» были записаны в 1997 году на радио Артура Бэлла в программе Coast to Coast AM[30]; название песни с енохианского языка переводится как «Глас Божий».

Композиции «Disposition», «Reflection» и «Triad» образуют единую концепцию[31], которая была исполнена последовательно с периодической помощью разных музыкантов, таких как Майк Паттон, Базз Осборн, Tricky и членов таких групп, как Isis, Meshuggah и King Crimson[32].

Песня «Lateralus» состоит из необычных тактовых размеров. В рефрене он изменяется с 9/8 через 8/8 до 7/8[33]. Число тактов между паузами, соответствующее числу слогов, произносимых Мэйнардом Джеймсом Кинаном, изменяется согласно ряду Фибоначчи, по восходящей и нисходящей[34][35]. Также, 987 — это семнадцатое число из ряда Фибоначчи[36]. Последовательность Фибоначчи связана со спиралями, которые также несколько раз упоминаются в тексте песни. Кроме того, свою вокальную партию Мэйнард начинает в конце 1:37 (97 секунд). Если 1,618 минут (число, лежащее в основе «золотого сечения», которое тоже имеет непосредственное отношение к тому же ряду чисел) преобразовать в секунды и округлить до целых, то получим 97 секунд.