Scharnhorst (1936)


«Шарнхорст» (нем. Scharnhorst) — линкор (также может определяться как линейный крейсер) ВМС Германии во Второй мировой войне. Назван в честь генерала и реформатора прусской армии Герхарда фон Шарнхорста и в память о крейсере Первой мировой войны «Шарнхорст», потопленном в сражении при Фолклендских островах в декабре 1914 года.

Корабль был построен в Вильгельмсхафене, Германия, заложен 15 июня 1935, спущен на воду 3 октября 1936,[1] стал в строй 7 января 1939 года. После первых испытаний в середине 1939 года, корабль был модернизирован: на нём была установлена новая грот-мачта, расположенная ближе к корме, а прямой форштевень был заменён «атлантическим», чтобы улучшить мореходность. Однако с самого начала карьеры (бой с «Ринауном») «Шарнхорст» испытывал проблемы с заливанием носовой части[2].

Первой боевой операцией «Шарнхорста» было патрулирование прохода между Исландией и Фарерскими островами в конце ноября 1939 совместно с «Гнейзенау», где они потопили английский вооружённый транспорт «Rawalpindi». Весной 1940 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» обеспечивали вторжение вермахта в Норвегию (Операция Weserübung). 9 апреля 1940 года вблизи Норвегии они встретились с английским линейным крейсером «Ринаун»: британец вывел из строя 1-ю башню ГК «Гнейзенау», немецкий линкор попал в крейсер 2 снарядами 283-мм, но серьёзных повреждений ему не нанёс. «Шарнхорст» же пострадал от стихии: в заливаемой башне ГК «Антон» (1-я главного калибра) произошло замыкание в цепях электроприводов подачи боеприпаса и башня вышла из строя. Кроме того, из-за необходимости держать полный ход получила повреждения правая машина «Шарнхорста», но немцам всё же удалось оторваться от устаревшего британского крейсера. 8 июня 1940 года в Норвежском море «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в бою, известном как операция «Джуно» (первый и единственный случай столкновения линкоров с авианосцем, в котором линкоры одержали победу) потопили британский авианосец «Глориес» и его эскорт: эсминцы «Акаста» и «Ардент». Во время боя «Шарнхорст» был повреждён торпедой с «Акасты», были убиты 50 моряков и повреждён левый гребной вал. Вскоре из-за затопления пришлось выключить и среднюю машину. Были затоплены погреба башни ГК «Цезарь» (3-я главного калибра). 13 июня на стоявший в гавани «Шарнхорст» совершили налёт пикировщики «Skua» с авианосца «Арк Ройял». Налёт был неэффективным: из 15 самолётов 8 были сбиты, лишь одна бомба попала в цель, но даже она не взорвалась.

Из-за полученных 8 июня повреждений «Шарнхорст» был отправлен в сухой док в Киле, где и пробыл до конца 1940 года.

В конце декабря 1940 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» попытались прорваться сквозь британскую блокаду и выйти на североатлантические торговые пути, но были вынуждены повернуть назад из-за поломки «Гнейзенау».