Tatra T3


Татра T3 — трамвайные вагоны, изготовлявшиеся предприятием ЧКД Прага с 1960 по 1999 год. Всего было произведено 14 113 вагонов, включая прицепные безмоторные (что делает Татру Т3 вторым по массовости трамваем в мире после КТМ-5). В основном они использовались в Чехословакии и в СССР. В ограниченных количествах трамваи этой модели поставлялись в ГДР, Румынию и Югославию.

При проектировании предполагалось, что трамваи Татра T3 должны были иметь пассажировместимость не меньшую, чем вагоны Татра T2, и при этом быть не более сложными в производстве. Более 1000 таких трамваев было поставлено в Прагу, Москву и Киев. Татра T3 (с учётом модернизированных вагонов) до сих пор является основным типом подвижного состава во многих чешских, российских и украинских городах.

Как и все транспортные средства, производимые концерном «Татра», вагон имеет хребтовую раму, изобретённую Гансом Ледвинкой.

Вагоны выпуска с 1975 года допускают работу по системе многих единиц до трёх вагонов в составе, выпущенные до 1975 года — в двухвагонных СМЕ[5].

Минимальный радиус кривой для одиночного вагона — 15 м, для СМЕ — 18 м, наименьший радиус двух обратных кривых, сопряжённых без прямой вставки — 30 м, при меньшем радиусе кривые должны быть разделены прямой вставкой не короче 7 м. Наибольший продольный уклон для вагонов с равнинной передачей (передаточное число редуктора 7,43 или 7,36) составляет 80 ‰, допустимый на отрезках не более 300 м — 90 ‰. Горная передача (9,36) позволяет эксплуатацию на уклонах до 100 ‰ без ограничения протяжённости [6]

Вагоны семейства «Tatra» не имеют пневматического оборудования, только механическое и электрическое. К механическому относят: кузов, ходовые части, тормозные устройства и вспомогательное механическое оборудование. Электрическое оборудование включает силовое и вспомогательное[7].