Киевский трамвай


Киевский трамвай (укр. Київський трамвай) — вид городского общественного транспорта в Киеве. Открыт 1 (13) июня 1892 года. Является крупнейшей трамвайной сетью Украины, а также старейшей в Российской империи и на постсоветском пространстве системой электрического трамвая. 30 декабря 1978 года в Киеве была открыта первая в СССР линия скоростного трамвая, построенная по инициативе Владимира Веклича[1][2] и Василия Дьяконова[3]. Управляется коммунальным предприятием «Киевпастранс».

В дореволюционное и довоенное время трамвайная сеть развивалась бурными темпами, на трамвае можно было доехать даже в Бровары; трамвай обеспечивал подавляющее большинство пассажирских перевозок, весьма развито было также грузовое движение. Даже несмотря на появление в 1930-х годах троллейбуса и автобуса, трамвай всё равно был на первом месте по развитости сети и пассажиропотоку. Во время войны трамвайная сеть была очень сильно повреждена, после войны восстановлена не полностью. С началом бурного развития троллейбусной сети в 1950-х годах, а также пуском в 1960-м году метрополитена, трамвайные перевозки постепенно уходят на спад, были демонтированы почти все трамвайные линии в центре, однако на окраинах были проложены новые. В 1975-м году протяжённость трамвайных линий составила 271 км, инвентарное количество вагонов 810 единиц, себестоимость перевозки одного пассажира 3,7 копейки[5] (при стоимости билета 3 копейки).[6] По инициативе Владимира Веклича[1][2][7] и Василия Дьяконова[8] в Киеве в 1978 году[6][9] была построена[10] первая в СССР линия скоростного трамвая[11][12].

После распада СССР для трамваев (как и для всего остального транспорта) настали тяжёлые времена — более чем 15 лет (с 1994 по 2010 год) новые вагоны не закупались вообще, а существующие недостаточно ремонтировались. С 1996 года трамвайная сеть подверглась массовому сокращению — были сняты линии в центре, на Печерске, на Демиевке, на вокзале (перенесена на ул. Старовокзальную), по проспекту Воссоединения, Гагарина и Набережному шоссе. В 2004 году, после демонтажа трамвайного полотна на мосту Патона, единая трамвайная сеть разделилась на два изолированных фрагмента на разных берегах реки Днепр[13].

30 июля (11 августа1891 года[15] открыто движение по Б. Васильковской линии по однопутному маршруту с разъездами от Мариинско-Благовещенской (Жандармской) ул. (нынешней ул. Саксаганского) по Большой Васильковской улице до станции Лыбедь (Лыбедская площадь). Тогда же открыто депо (Васильковское депо).

6 (18) августа 1891 года[15] линия была продлена по Крещатику, маршрут: Царская площадь — станция Лыбедь (сейчас Европейская площадь — Лыбедская площадь).


Святошинский трамвай, 1910 год