Избранный народ


В авраамических религиях данный термин со ссылкой на Бога встречается во фразе «богоизбранный народ».

В еврейской Библии (Танахе), называемой христианами Ветхим Заветом, «Свой народ» является точной фразой, используемой в тексте, имея в виду колена Израилевы. Во Второзаконии тетраграмматон провозглашает народ Израиля, известный первоначально как колена Израилевы, «лишь Ему [Богу] принадлежащим из всех людей на земле» (Втор. 7:6). Как упоминалось в Книге Исход, еврейский народ является богоизбранным народом, из которого появится Мессия, или Спаситель мира. Израильтяне также владеют «Словом Божьим» и/или «Законом Божьим» (Торой), данным Богом Моисею. Иудеи и, как следствие, христиане как «Духовный Израиль» считают себя «избранным народом».

В иудаизме насчёт избранности существует убеждение, что между евреями и Богом заключён завет. В современном раввинизме идея не связана с принадлежностью к потомкам Иакова (Израиля), как это было в библейском иудаизме, поскольку не-евреи могут становиться евреями.

Иудейская идея избранности впервые упоминается в Торе (Пятикнижии Моисея) и развивается в более поздних книгах Танаха. Данный статус несёт под собой как ответственность, так и благословение, как описано в библейском завете с Богом. Многое написано на эту тему и в раввинской литературе.

Избранность означает определённый набор обязанностей помимо семи законов Ноя, данных всему человечеству. Каждый потомок Ноя (не-еврея) несёт на себе ответственность жить по семи законам потомков Ноя.

В религиозных кругах иудаизма появляется суждение, что именно чёткое следование всем законам иудаизма делает евреев избранным народом, хотя обычное ортодоксальное мышление утверждает, что даже полностью светский еврей является частью избранного народа и считается «полноценным» евреем.