Бронзино


Бронзино (итал. Il Bronzino), настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано (итал.  Agnolo di Cosimo di Mariano; 17 ноября 1503, Флоренция, Тоскана, — 23 ноября 1572[6] (по другим данным 23 ноября 1563), Флоренция) — итальянский живописец периода маньеризма флорентийской школы[7]. Придворный художник великого герцога Тосканы Козимо I Медичи, он был одним из самых утончённых живописцев-портретистов раннего флорентийского маньеризма. Его прозвание «Бронзино», возможно, связано с его относительно тёмной кожей[8] или рыжеватыми волосами[9].

Аньоло ди Козимо ди Мариано родился во Флоренции в 1503 году в небогатой семье мясника. Сначала учился у Рафаэллино дель Гарбо, а около 1515 года начал работать в мастерской Якопо Понтормо. Вместе с Понтормо между 1523 и 1525 годами Бронзино расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, затем работал над украшениями капеллы Каппони в церкви Санта-Феличита, виллы Медичи в Кареджи и виллы Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 годы под влиянием своего учителя создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма. Над некоторыми картинами Понтормо и Бронзино работали совместно, поэтому точно определить их авторство сложно.

В 1530 году Бронзино стал придворным художником герцога Урбинского Франческо Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении росписями религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину «Состязание Аполлона и Марсия» и в 1532 году портрет герцога, с которого начался его успех как портретиста.

Самый выгодный заказ художник получил в 1539 году в связи с реконструкцией и оформлением Палаццо Веккьо после женитьбы великого герцога Козимо I Медичи на Элеоноре Толедской. По этому случаю между 1540 и 1545 годами Бронзино было поручено украсить свод и стены капеллы Элеоноры Толедской сценами Сотворения мира и ликами святых. Бронзино был образованным и начитанным человеком, он хорошо знал труды своих великих соотечественников-гуманистов Данте Алигьери и Петрарки. Он писал стихи и с 1541 года был членом Флорентийской академии. В 1548 году он отправился в Рим, а после смерти Понтормо в 1557 году отвечал за завершение фресок в хоре церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

В 1561 году Бронзино вместе с Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати принял участие в основании «Академии рисунка» (Accademia del Disegno) при поддержке великого герцога Тосканы Козимо I. Это была первая художественная академия Нового Времени в Европе[10].