Витали, Иван Петрович


Колесница Славы и рельеф «Освобождение Москвы» для Триумфальных ворот в Москве (чугун, 1829—1834); фонтан на Театральной площади в Москве (бронза, 1835), фонтан на Лубянской площади в Москве (бронза, 1835),

Иван Петрович Вита́ли (1794, Санкт-Петербург — 1855, там же) — русский скульптор итальянского происхождения, представитель классицистической школы, мастер монументальной и портретной пластики, педагог. Академик (с 1840) и профессор (с 1842) Императорской Академии художеств, статский советник (1853)[1].

Джованни Витали родился в 1794 году в Петербурге, в семье итальянского скульптора-формовщика Пьетро Витали. Учился изобразительному искусству у отца. Затем с 1806 по 1818 год занимался в качестве вольноприходящего ученика в петербургской Академии художеств. Итальянец по происхождению, воспитанием, языком, сюжетом своих произведений он принадлежал России. Не получив систематического образования, учился у скульптора Трискорни.

С 1818 года жил в Москве, где открыл скульптурную мастерскую, занявшую вскоре первенствующее место среди скульптурно-декоративных мастерских, обслуживавших нужды отстраивавшейся после пожара 1812 года Москвы. В течение трёх лет у него в мастерской работал ученик Мартоса И. Т. Тимофеев, в совместной работе с которым Витали пополнял свои знания.

В Москве им были выполнены скульптуры для нескольких фасадов: аллегорические статуи и рельефы для Опекунского совета (1820—1825), Московского ремесленного училища (1829—1830), Сиротского института (1830—1835); все — из белого камня. Он — автор мраморных фигур ангелов для иконостаса университетской церкви (1835—1837) и фонтанов (на Лубянской и Театральной площадях; оба — бронза, 1835—1836). Также им были исполнены портретные бюсты К. Брюллова, С. Л. Пушкина и князя Юсупова; он выполнил ряд надгробий на московских кладбищах. Стал одним из основателей Натурного класса, преобразовавшегося впоследствии в «Московское художественное общество», создавшее Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1836 году за бюст Карла Брюллова он получил звание свободного художника, а в 1840 году — академика.