Галилеи, Винченцо


Винченцо Галиле́и[1], также Галиле́й[2][3][4] (итал. Vincenzo Galilei; 3 апреля 1520, Санта-Мария-а-Монте, близ Флоренции — 2 июля 1591, Флоренция) — итальянский теоретик музыки, композитор, лютнист. Отец физика Галилео Галилея и композитора Микеланджело Галилея. Член и активный участник Флорентийской камераты.

Талант Галилея заметил Джованни Барди, который около 1563 г. оплатил его обучение в Венеции у Джозеффо Царлино. Диалог «Фро́нимо»[5] (Fronimo; Венеция, 1568; 2-я редакция: там же, 1584) представляет собой первую полноценную школу игры на лютне. Галилей аргументировал предпочтительность лютни органу тем, что именно она способна выражать «гармонические аффекты, такие, как жёсткость и мягкость, терпкость и сладость, крики, плачи, жалобы и причитания, с таким чудесным изяществом».

На формирование музыкально-эстетических воззрений Галилея оказал решающее влияние Джироламо Меи (Мей), после чего его отношение к работам Царлино резко изменилось. В трактате «Компендий теоретической музыки» (итал. Compendio nella theorica della musica; рукопись около 1572 года, не опубликована) пришёл к мысли о несовместимости античной и современной ему итальянской музыки, о тщетности реконструкций древности. Критикуя своего учителя, развивал эту мысль в трактате «Диалог о старинной и современной музыке» (Dialogo <…> della musica antica et della moderna; Флоренция, 1581)[6]. Ряд трактатов Галилея о гармонии и контрапункте, в том числе «Обсуждение энармоники, как её используют, и того, кто был автором хроматики» (Discorso intorno all’uso dell’enarmonico et de chi fusse autore del cromatico, 1591), критически оценивающий эксперименты соотечественников в микротоновой музыке, не был опубликован при жизни и сохранился в рукописи.

Для эстетики Галилея центральной была мысль об утрате присущего античности аффекта в современной музыке, целью которой стало (по его мнению) «одно удовольствие», поверхностная приятность. Вокальную музыку современников резко, иронично критиковал за преувеличенную звукоизобразительность, буквальное следование музыки за словом[7]. Считал, что традиционный (имитационно-полифонический) контрапункт усложняет восприятие и снижает эффект непосредственного воздействия музыки на душу, вследствие чего активно пропагандировал мелодию, понимаемую как несущий элемент фактуры и главную музыкальную мысль.