Зубцовка


Зубцовка — перфорация, наносимая на листы или рулоны почтовых марок перфорационными машинами для облегчения отделения марок друг от друга (края отделённых марок представляют собой ряды зубцов).

Машинку для перфорирования изобрёл в 1848—1851 годах Генри Арчер. Её пробные испытания проводились на листах марок Великобритании «Красный пенни», номиналом в 1 пенни выпуска 1841 года (красно-коричневых на голубоватой бумаге), в 1848 (арчеровская просечка) и в 1850 году (арчеровская зубцовка). Первая машина работала на принципе вращающихся ножей, которые делали надрезы (просечку) в листах. Во второй использовался перфоратор игольчатого типа. Иглы опускались на бумагу и проходили сквозь отверстия, высверленные в металлической плите. Перфорирование производят после гуммирования и печатания марок, а на современных машинах — одновременно с печатанием.

На заре филателии многие коллекционеры считали рисунок главным элементом почтовой марки. На зубцы же они смотрели, как на ненужную роскошь, портившую внешний вид знака почтовой оплаты. Поэтому перфорацию часто обрезали.[1] В декабрьском номере за 1866 год бельгийский филателистический журнал «Le Timbre-Poste» опубликовал статью видного коллекционера доктора Жака Амабля Леграна (псевдоним Магнус Легран) о зубцах на почтовых марках. Автор обращал внимание собирателей на то, что у одинаковых по рисунку марок может быть, в зависимости от года выпуска, разная перфорация. Поэтому её не только не надо обрезать, а, наоборот, стараться коллекционировать марки с неповреждёнными зубцами, чтобы их удобнее было измерять. В этой статье Ж. А. Легран предложил способ измерения зубцовки, который применяется и поныне. Он же в 1880 году изобрёл и специальную линейку для измерения зубцовки — зубцемер.

Размер зубцовки зависит от диаметра перфорирующих игл, установленных в перфорационных машинах, и определяется количеством зубцов на каждые два погонные сантиметра края марки независимо от её размера. Например, зубцовка 12 обозначает, что на каждые 2 сантиметра края марки приходится 12 зубцов. Различают до 20 различных размеров зубцовки от 7 до 16½ с дробными значениями: 7, 7½, 8, 8½, 9, 9½, 10, 10½ и т. д. до 16½. Для облегчения подсчета зубцов используют специальные зубцемеры.

При одном и том же размере зубцовки диаметр перфорации может быть различным, при этом зубец может быть острым (тонким) или тупым (широким, круглым). Например, почтово-благотворительные марки Российской империи 1914 года при зубцовке 11,5 встречаются с тупыми (диаметр отверстия = 1,1 мм) и острыми (диаметр 1,3 мм) зубцами. Подобные различия встречаются также на марках Голландии и некоторых других стран.

Зубцовка является важной характерной особенностью перфорированных марок и классифицируется по следующим основным признакам[2]: