Гуммирование почтовых марок


Гумми́рование почтовых марок, или гуммиро́вка почтовых марок (англ. gumming, от gum — клей), — нанесение клеевого слоя на оборотную сторону почтовых марок, позволяющее наклеивать их на конверт или иное почтовое отправление. Рецептов клея существует много. Традиционно на марках применялся гуммиарабик[1], а также раствор декстрина с добавкой желатина (для уменьшения смываемости клеевого слоя при увлажнении его перед приклеиванием) и других веществ. В наши дни широко применяются синтетические клеевые составы (клей ПВА).

Использование клея было изначально предложено Роулендом Хиллом и было повсеместным с самого начала. В ряде случаев марки выпускались без гуммирования по следующим причинам:

Наклеивание почтовых марок на почтовые отправления вручную отнимает так много времени (а «время — деньги» для организаций с большим объёмом отправки почты), что такие ситуации всегда носят временный характер.

Первоначально гуммирование производилось после процесса печати марок, но до нанесения перфорации, обычно потому, что для хорошей печати бумага должна была быть влажной. Однако в наши дни печатание марок в основном производится уже на гуммированной бумаге. В истории известно несколько примеров, когда марки гуммировались после нанесения перфорации, но это скорее исключения.

На ранних выпусках клей наносился вручную с помощью кисти или валика, но в 1880 году фирма De La Rue изобрела технологию машинного гуммирования с помощью печатного пресса, и сейчас клей всегда наносится машинным способом. Клей повсеместно наносится как можно равномернее. Однако после Второй мировой войны в целях экономии клея применяли особый вид гуммировки. Гуммировальные машины снабжались шаблоном с проколотыми дырочками, в результате чего клей наносился на бумагу отдельными точками и его расходовалось в два раза меньше. Так были гуммированы, например, марки местного выпуска немецкого города Финстервальде (1946) и часть выпуска марок Тюрингии (1945—1946).[3] Иногда для украшения и для усложнения фальсификации с помощью специальных форм клей наносили в виде монограмм или вензелей. Например, на одной из чехословацких серий 1923 года на основном клеевом слое светлого цвета нанесена монограмма PCS (чеш. Pošta Československá — «Чехословацкая почта») в виде мелкой сетки жёлто-коричневым клеем[4].

Самую значительную технологическую проблему гуммирования представляет сворачивание, коробление марок из-за различной реакции бумаги и клея на разные уровни влажности. В самых крайних случаях марка сама по себе сворачивается в трубочку. Пробовались разные методы, но проблема сохраняется по сей день. При изготовлении швейцарских марок 1930-х годов фирма Courvoisier использовала машину для рифления клея, которая вдавливала сетку из небольших квадратиков в клеевом слое, в результате чего получался так называемый рифлёный клей. Другим методом было разрезание клея ножами после нанесения. В отдельных случаях клей сам собой решает эту проблему, растрескиваясь после высыхания.