Итальянский воздушный корпус


Итальянский воздушный корпус (итал. Corpo Aereo Italiano, сокращённо CAI) — экспедиционный авиационный корпус ВВС Королевства Италия (Regia Aeronautica). Участвовал вместе с Люфтваффе в Битве за Британию, базировался в оккупированной немцами Бельгии. Командовал корпусом генерал ВВС Рино Корсо Фужьер.

10 июня 1940 года Королевство Италия вступило во Вторую Мировую войну против Франции и Великобритании на стороне нацистской Германии. Итальянский диктатор Бенито Муссолини зная о начале германской операции по выводу из войны Великобритании, путём её массированных бомбардировок, а в дальнейшем и возможного проведения операции «Морской лев», предложил Гитлеру направить в помощь часть своих военно-воздушных сил. Гитлер вначале отказался, однако, позже, в августе одобрил предложение Дуче. 10 сентября был сформирован Итальянский воздушный корпус (CAI) состоявший из семи десятка бомбардировщиков и почти сотни истребителей прикрытия, а также из двух десятков вспомогательных самолётов. Корпус с середины октября был размещен в оккупированной немцами Бельгии на аэродромах Мельсброек и Урсель. Одним из известнейших пилотов-истребителей корпуса был Марио Бонцано, ас времен Гражданской войны в Испании, где принимал участие в Легионерской авиации.

В корпус входили бомбардировщики Fiat BR.20М, истребители-бипланы Fiat C.R.42 «Falco», более современные монопланы Fiat G.50, разведчики на базе бомбардировщиков CANT Z.1007, а также вспомогательные, транспортные и связные самолёты. Истребители Fiat C.R.42 были хотя и новыми в производстве, но как тип устарели. Они были медлительными и при совместных действиях с немецкими самолётами, с трудом успевали за ними. Ещё с середины 1930-х в мире начали появляться истребители нового типа — монопланы с цельнометаллическим фюзеляжем сигарообразного типа, рядными двигателями, что давало таким самолётам большие преимущества по маневренности и скорости. Ярким примером стал знаменитый Messerschmitt Bf.109, один из лучших истребителей того времени. Лишь более новый итальянский цельнометаллический Fiat G.50 был наиболее близок к «Мессеру» по характеристикам, но и он имел архаичные особенности конструкции, как то, открытая кабина, радиальный двигатель с широким кожухом капота снижавший аэродинамические качества.

Первое боевое крещение корпус получил 24 октября 1940 года, когда 18 бомбардировщиков Fiat BR.20M совершили ночной авианалёт на британские города Харвич и Филикстоу. При этом из технических отказов были потеряны три бомбардировщика.