Клин (станция)


Клин — железнодорожная станция на участке Москва — Тверь главного хода Октябрьской железной дороги (Ленинградское направление Московского ЖД узла). Станция располагается в одноимённом городе Московской области. Входит в Московский центр ДЦС-1 организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением. По основному характеру работы является участковой, по объёму работы отнесена ко 2 классу.

На станции имеются 2 высокие островные платформы и 2 низкие платформы. Две высокие островные платформы предназначены для приёма электропоездов, следующих в сторону Москвы и Твери. Есть ответвление на Высоковск (пассажирского сообщения нет). Станция выполнена по типовому «николаевскому» проекту (островной вокзал). Турникетами оборудован. Переделан пешеходный мост через железную дорогу[1].

У спуска с пешеходного моста размещён бюст П. И. Чайковского. Автором памятника является скульптор с мировым именем Гавриил Давидович Гликман.

В 2023 году, в связи с открытием движения по линии МЦД-3, станция была определена как последняя станция зоны «Дальняя» (в сторону от станции Крюково)[2].

Станция II класса, была открыта 1 (13) ноября 1851 года[3], под названием — Клинская, в составе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Название станции происходит от близь находящего города Клин и было утверждено приказом МПС № 227 от 21 декабря 1850 года. После переименовании дороги 8 (20) сентября 1855 года, станция в составе Николаевской железной дороги, и в 1863 году получила официальное название в создаваемой сети железных дорог — Клин[4].

Первоначально на станции было построено типовое одноэтажное каменное здания вокзала длиной 115 метров, которое расположено между железнодорожных путей по проекту архитектора Рудольфа Андреевича Желязевича, — помощника Константина Тона, с двумя каменными платформами с обеих сторон, покрытые у пассажирского здания навесами. Пространство между подпорными стенками этих платформ было засыпано землёй и поверху уложен настил из Путиловской плиты. Также на станции построено круглое кирпичное паровозное депо на 22 секции (20 стойл для паровозов по 15 метров + 2 пути сквозные) с поворотным кругом 12,8 метра. В 1875-79 годах производилось строительство нового прямоугольного депо на 12 паровозов[5]. В 1877 году в каменном пассажирском здании производился капитальный ремонт: сделаны кирпичные стенки и своды на рельсах, взамен чёрного пола, и перестлан паркетный пол, окрашены внутри стены и потолки. Переложена каменная пассажирская платформа из Путиловской плиты[6]. В 1880 году в вокзале устроены билетные кассы[7]. В 1913 году производился капитальный ремонт крыши вокзала. Произведен ремонт стропил с заменой части сгнивших мауэрлатов, затяжек и ног, с переобрешёткой и перекрытием, с добавлением нового железа на северной стороне[8].