Книги в Мифах Ктулху


Книги в «Мифах Ктулху» — вымышленные эзотерические книги и текстовые документы в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта, которые относятся к условному циклу «Мифы Ктулху». Лавкрафт часто вводил в свои произведения запретные книги и ссылался, как на реально существующие, так и на полностью придуманные им книги. Основная литературная цель этих произведений — объяснить, каким образом персонажи пришли к оккультизму или эзотерике (знания, неизвестные широким массам). В отдельных случаях такие книги становились важным элементом сюжета. «Некрономикон», приписанный Лавкрафтом вымышленному арабскому автору Абдулу Альхазреду, является наиболее известным и часто упоминаемым из этих выдуманных книг. Запретные книги выглядят уместными разве что в самых жутких коллекциях, в соседстве с иными старинными томами, обтянутыми человеческое кожей. Оккультные фолианты и гримуары стоят на запыленных полках из темного дерева, в старинных кабинетах, в окружении невиданных реликвий. Сектанты, чья жизнь отмечена печатью запретного, используют эту древнюю литературу для свершения запретных ритуалов, суть которых повергает в ужас.

Традиция использования вымышленных мистических книг в литературе ужасов восходит к Эдгару Алану По. В его рассказе «Падение дома Ашеров» (1839) упоминается перечень книг из библиотеки Родерика Ашера, в котором приводятся названия как существующих, так и вымышленных произведений, — например, роман «Безумная печаль» сэра Ланселота Каннинга.

Самыми известными и наиболее цитируемыми книгами «Мифов Ктулху» являются тома, созданные в рамках объединения писателей, входящих в так называемый «Круг Лавкрафта»: Роберт Говард, Кларк Эштон Смит, Август Дерлет первыми начали использовать в своих произведениях ссылки и упоминания выдуманных книг их друзей-писателей — как дань уважения друг другу. В дальнейшем и другие авторы, продолжали лавкрафтовскую традицию — Роберт Блох, Генри Каттнер, Рэмси Кэмпбелл, Лин Картер, Брайан Ламли и другие — упоминали вымышленные книги в произведениях их предшественников и пополняли библиографию собственными изобретениями.

«Некрономикон», «Сокровенные культы», «Книга Эйбона», «Таинства червя» и «Культы гулей» — именно этот оригинальный список из пяти книг наиболее часто встречается в большинстве произведений Лавкрафта, а остальные упоминаются редко. Среди массива поздних постлавкрафтовских томов по значимости особо выделяются: «Откровения Глааки» Рэмси Кемпбелла и «Cthäat Aquadingen» Брайана Ламли. Лавкрафт заявил, что вымышленные книги создают «фон дурного правдоподобия» и определённую аутентичность сеттинга, составляя неотъемлемую часть общей мифологии.

Шесть дополнительных «запретных книг», которые Лавкрафт упоминает единожды и без какого-либо описания, поэтому они не включены в общий перечень: