Мазолино да Паникале


Мазолино, или Мазолино да Паникале (итал. Masolino da Panicale; род. около 1383, Паникале (в долине р. Арно) — около 1440[2]) — прозвание, под которым известен итальянский живописец периода проторенессанса флорентийской школыТоммазо да Кристофоро-Фини.

О первых сорока годах жизни художника ничего не известно. Джорджо Вазари отождествлял место рождения художника с Паникале в Вальдельсе, несуществующим местом, от которого нет никаких исторических следов. Предполагается, что Мазолино обучался в начале XV века в мастерских Герардо Старнины (по сообщению Вазари) и Лоренцо Гиберти. Вазари сообщал, что в пору учёбы в Риме Мазолино декорировал зал дома Орсини на Монте Джордано (росписи не сохранились). Однако эту же работу Вазари в другой главе своих «Жизнеописаний…» приписывал Джоттино. Первым подлинным фактом из биографии Мазолино является аренда им в 1422 году дома во Флоренции. В январе следующего, 1423 года, Мазолино был принят Корпорацию медиков и аптекарей (Сorporazione dei Medici e Speziali), куда входили также живописцы, как имеющие дело с красителями, до организации собственной Гильдии Святого Луки. Чуть раньше, в 1422 году, в корпорацию был принят Мазаччо. 1423 годом датируется «Мадонна Смирения» (Madonna dell’Umiltà; Кунстхалле, Бремен), написанная Мазолино, вероятно по поводу брака между представителями семей Бони и Карнезекки. Это произведение ещё тесно связано со стилистикой поздней готики, но жесты персонажей естественны, взяты из повседневной жизни, сами фигуры поданы более приземлённо. «Мадонна Смирения» из Уффици относится исследователями к более раннему периоду (1415—1420), до того, как Мазолино начал совместную работу с Мазаччо. Несмотря на явные отсылки к мотивам поздней готики и элегантному стилю Лоренцо Монако, Мазолино демонстрирует знакомство с новым течением искусства — интернациональной готикой, или «мягким стилем», об этом свидетельствуют светотеневая моделировка и цветовое решение «Мадонны Смирения». По словам Вазари в церкви Санта-Мария-дель-Кармине Мазолино рядом с капеллой Распятия изобразил фигуру святого Петра (она была уничтожена в 1675 году). Работа получила всеобщее одобрение и послужила причиной заказа художнику росписи капеллы Бранкаччи в той же церкви.