Мейлен, Адам Франс ван дер


А́дам Франс ван дер Ме́йлен[1], Антуан Франсуа ван дер Мёлен, или Мелюн[2] (нидерл. Adam Frans van der Meulen, François van der Meulen, François Vandremelle, Anthony Francois vander Meulen, Antoine François van der Meulen, Monsieur de Melun; 11 января 1632, Брюссель, Испанские Нидерланды — 15 октября 1690, Париж, Королевство Франция) — фламандский живописец, рисовальщик, акварелист и гравёр, большую часть жизни работавший во Франции; один из основоположников батального жанра живописи и гравюры, видный представитель «большого стиля» Людовика XIV. Писал «сражения», сцены охоты, пейзажи, виды королевских замков и парадные портреты. Он создавал рисунки для гравюр и картоны для шпалер[3].

Адам Франс ван дер Мейлен родился в Брюсселе, крещён 11 января 1632 года. Он был старшим из семи детей Питера ван дер Мейлена и его второй жены Марии ван Стенвеген. Его отец был уважаемым нотариусом. Адам был зарегистрирован 5 марта 1651 года в качестве мастера брюссельской Гильдии Святого Луки как ученик Питера Снайерса[4].

Репутация и мастерство Адама в изображении батальных и охотничьих сцен и, в особенности, рисования лошадей, достигли Франции. Художника вызвали в Париж, где 1 апреля 1664 года он поступил на службу королю. Жан-Батист Кольбер, в то время управляющий зданиями, искусствами и мануфактурами (surintendant des Bâtiments, Arts et Manufactures), а затем министр финансов, как полагают, стоял за королевским назначением ван дер Мейлена. Кольберу было поручено увековечить военные успехи Людовика XIV. Для достижения этой цели он решил создать серию шпалер, на которых будут изображены героические деяния короля[5].

Под руководством первого живописца короля Шарля Лебрена, назначенного руководителем Королевской мануфактуры Гобеленов, ван дер Мейлен участвовал в разработке картонов для нескольких серий тканых ковров. Сначала он работал над серией «История короля», для которой рисовал батальные сцены. Поскольку работа обширной, ван дер Мейлен пригласил в качестве помощников других фламандских художников.

С 1668 года ван дер Мейлен работал над серией гобеленов под названием «Королевские замки» (Maisons royales). Успехи ван дер Мейлена во Франции были стремительны. Его годовая зарплата на мануфактуре Гобеленов регулярно увеличивалась, и в 1666 году он был одним из самых высокооплачиваемых художников. Он сопровождал короля Людовика XIV во время его кампании во Фландрии и рисовал с натуры города, осаждаемые французами, включая Тюрнхаут, Кортрейк, Ауденарде, Алст и Лилль. Его картины, изображающие военные кампании 1667 года, настолько восхитили короля, что с того времени ван дер Мейлену было приказано сопровождать короля во всех военных экспедициях.