Железнодорожная линия Овинище — Весьегонск


Овинище — Весьегонск — тупиковая однопутная 42-километровая железнодорожная линия, относящаяся к Октябрьской железной дороге, проходящая по территории Весьегонского района Тверской области (Россия) от путевого поста Овинище II, расположенного на железнодорожной линии Москва — Сонково — Мга — Санкт-Петербург (которая на разных участках называется Савёловским радиусом и Мологским ходом), до тупиковой станции Весьегонск и обеспечивающая связь расположенного на северо-восточной окраине Тверской области города Весьегонска с железнодорожной сетью страны.

Линия Овинище — Весьегонск — Суда, построенная в конце 1910-х — начале 1920-х годов, во время гражданской войны, имела стратегическое значение и должна была обеспечить рокадную связь между строящимся «резервным» ходом Москва — Петроград (через Сонково — Мгу) и магистральной железнодорожной линией Петроград — Вологда в ситуации угрозы наступления белогвардейских войск на Петроград. По некоторым данным, сквозное движение на линии Овинище — Весьегонск — Суда существовало в течение непродолжительного времени, однако после разрушения деревянного моста через реку Мологу движение на участке Весьегонск — Суда прекратилось, а сам участок, утративший к тому времени военное значение, вскоре был разобран, а после заполнения Рыбинского водохранилища в 1940 году окончательно прекратил своё существование.

Участок Овинище II — Весьегонск, ставший тупиковым и используемый для организации железнодорожного сообщения с Весьегонском, сохранился до наших дней и был включён в список объектов историко-культурного наследия как одна из первых железных дорог, построенных при советской власти[1]. В настоящее время (по состоянию на начало XXI века) линия Овинище — Весьегонск считается одной из самых малодеятельных и убыточных в регионе и некоторое время находилась под угрозой закрытия.

Вопрос о строительстве железнодорожной линии до Весьегонска встал в конце XIX века по мере развития железнодорожной сети и изменения торговых путей в центральной части России, а особо актуальным стал после того, как в 1899 году была проведена линия от узловой станции Савелино (ныне — Сонково) до города Красного Холма[2], от которого оставалось около 80 вёрст (85 километров) до Весьегонска[3]. В дальнейшем предполагалось, что железнодорожная линия протяжённостью около 110 вёрст (117 км) пройдёт от Красного Холма в северном направлении через Весьегонск до соединения с Северной железной дорогой на участке Бабаево — Череповец у посёлка Суда.