Симеон Новый Богослов


Симеон Новый Богослов (греч. Ὅσιος Συμεὼν ὁ Νέος Θεολόγος; 949, Галатия — 1022, Хрисополис) — христианский монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов. Почитается Православной церковью в лике преподобного, память совершается 12 (25) марта.

Родился в 949 году в Малой Азии в городе Хрисополис (в настоящее время район Стамбула) в богатой и знатной семье, получил хорошее образование, но с ранних лет был склонен к уединённой монашеской жизни.

В 973 году поступил в Студийский монастырь, где подвизался под руководством старца Симеона Благоговейного. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Формулируя мысль Симеона кратчайшим образом, можно сказать, что главным для него в христианской вере является личный, непосредственный опыт богообщения. В этом он продолжает традицию преп. Макария Великого. Симеон, исходя из своего опыта, свидетельствует, что Бог открывается человеку и становится видимым, причём не в будущей жизни, но уже на земле: «Прежде воскресения тел бывает воскресение душ». Особое место в учении Симеона занимает восприятие Бога как света, который зрится очами ума, когда тот бывает немыслящим. Бог сотворил два мира: видимый и невидимый. В этих мирах есть два солнца: «чувственное солнце» и «солнце правды».

Симеон Новый Богослов проповедует отречение от мира, однако полагает, что для христианина есть три «жизни» (пути): пустынная, общежительная и начальственная.