Стригольники


Стриго́льничество (стриго́льники, стриго́льниковы учениќи) — религиозное движение XIV века, возникшее в Пскове и затем распространившееся на Новгород; одно из самых известных, наряду с жидовствующими, религиозных движений в средневековой Руси. Рассматривается некоторыми православными церковными историками в качестве раскола в Русской церкви.

Скудость источников не позволяет в полной мере оценить деятельность стригольников, её масштабы и особенности учения. Всё это представляется в самых общих чертах[1]. Стригольники отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде» (то есть продажи церковных должностей). Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники, и создавали собственные общины[2]. Основными идеологами стригольников считались Карп и Никита.

На возникновения стригольнического движения повлиял целый ряд причин. С одной стороны, это было негативное восприятие многими псковичами и новгородцами церковной смуты в Русской митрополии после смерти митрополита Алексия, связанной с вмешательством великих князей Литовского и Московского в дела Церкви и быстрой смене на митрополичьем престоле их ставленников (Михаил-Митяй, Киприан, Пимен, Дионисий), враждовавших друг с другом[3]. Другой причиной было слабое развитие монашества в Псковско-Новгородских землях, которое, в отличие от Северо-Восточной Руси, не испытало влияние монашеской школы Сергия Радонежского и его учеников, а также низкий моральный уровень местного духовенства[4]. Ещё одной причиной было то, что Псков и Новгород были торговыми городами, открытыми к проникновению еретических религиозных идей из Западной Европы и Балкан. В первую очередь это были далёкие отголоски учений богомилов и альбигойцев, а также предреформационные идеи[5].