Симония


Симони́я (греч. σιμωνία, лат. simonia) — продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковных таинств и священнодействий (причастие, исповедь, отпевание), священных реликвий и т. д. В широком смысле симония — продажа благодати Святого Духа.

Термин возник от имени самарянского волхва Симона, который пытался выкупить у апостола Петра и апостола Иоанна дар (благодать) Святого Духа или, иначе, купить за деньги священство:

Тогда возложили (апостолы) руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подаётся Дух Святый, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сём части и жребия, ибо сердце твоё не право пред Богом. Итак покайся в сём грехе твоём, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. (Деян. 8:17-24)

Корыстолюбие и использование Церкви в земных интересах жёстко порицалось в христианстве. Именно только к торговцам Иисус Христос применил насилие, когда изгнал их из храма. Предателем Христа на смерть стал Иуда Искариот, бессовестно продавший своего Божественного учителя за 30 сребреников. За сокрытие своих личных денег Анания и Сапфира были публично наказаны мгновенной смертью.

Симония была запрещена ещё правилами Вселенских соборов: 29-м правилом святых апостолов, 2-м правилом IV Вселенского собора, 22-м и 23-м правилами VI Вселенского собора, 4-м и 5-м правилами VII Вселенского собора, 90-м правилом Василия Великого. Согласно этим правилам, тех, кто торгует благодатью (поставляемых и поставляющих), надо не только извергать из священства, но и отлучать от общения и даже предавать анафеме.

В канон Церкви вошли два послания, в которых обличается грех симонии: Окружное послание Геннадия, патриарха Константинопольского, и с ним святого собора, ко всем преосвященнейшим митрополитам и к папе Римскому (459)[1] и Послание Тарасия, патриарха Константинопольского, к Адриану, папе Римскому (787)[2]. В последнем Тарасий называет главную причину, согласно которой запрещена симония: