Титов, Пётр Акиндинович


Пётр Акинди́нович Тито́в (1843—1894) — русский кораблестроитель-самоучка, главный инженер Франко-русского судостроительного завода в Санкт-Петербурге, построил эскадренные броненосцы «Император Николай I» и «Наварин», а также другие суда различного ранга и класса для Российского императорского флота; изобретатель и рационализатор, новатор в области технологии кораблестроительного производства, разработал новый вид обработки судостроительной стали, усовершенствовал процесс клёпки, разметки и проколки отверстий в стальных листах набора корпуса кораблей, изобрёл кессон для ремонта подводной части кораблей без ввода их в док.

Пётр Акиндинович Титов родился в 1843 году в селе Квасьево Касимовского уезда Рязанской губернии[1] (по другим данным в Касимове[2]). Отец Петра происходил из рязанских крестьян, работал машинистом парохода линии Петрозаводск — Кронштадт. С 1855 года Пётр начал трудовую деятельность подручным у своего отца на пароходе, а зимой трудился на Кронштадтском пароходном заводе рабочим[3].

В 1859 году поступил рабочим в кораблестроительную мастерскую Невского судостроительного завода в Санкт-Петербурге. Через некоторое время был назначен подручным на плаз, затем переведён в заводскую чертёжную. Вновь вернулся на плаз, но уже плазовым мастером[3].

В конце 1860-х годов Титов стал помощником корабельного мастера, англичанина Бейна. В 1873 году, после скоропостижной кончины Бейна, продолжил его работу и стал строителем полуброненосного фрегата «Генерал-адмирал», который был заложен 15 сентября 1870 года на Охтинской адмиралтейской верфи. Наблюдающим за постройкой был корабельный инженер капитан Н. А. Субботин. Корабль был достроен и спущен на воду 26 сентября 1873 года[3].

В 1877 году на Невском судомеханическом заводе был заложен парусно-винтовой клипер 4-й серии типа «Крейсер» (крейсер 2-го ранга) «Разбойник», строителем которого был назначен П. А. Титов, наблюдающим за постройкой — капитан Н. А. Субботин. Это был первый корабль, который был построен самостоятельно Титовым. 5 августа 1878 года «Разбойник» был спущен на воду[4]. 15 мая 1880 года был спущен на воду второй, подобный «Разбойнику», парусно-винтовой клипер «Вестник», который был также построен под руководством П. А. Титова[5].