Цирковая музыка


Циркова́я му́зыка, также известная как карнава́льная му́зыка, — любая музыка, которая воспроизводится во время циркового представления, а также музыка, сочинённая для подражанию общему стилю. Произведения поп-музыки также часто используются цирковыми оркестрами (переделанные в соответствующих аранжировках), а также вальсы, фокстроты и другие танцевальные мотивы.

Хотя цирки существовали ещё со времён древних римлян, цирковая музыка изначально появилась в виде сольных выступлений скрипача или флейтиста[1]. Лишь в ХХ веке цирковую музыку начали исполнять биг-бенды. Первым современным[когда?] режиссёром и артистом цирка был Филипп Эстли (1742—1814), ветеран Семилетней войны и опытный конник. Опираясь на навыки верховой езды, полученные в армии, и заручившись поддержкой жонглёров, акробатов и клоунов, Эстли открыл первый парижский цирк в 1782 году[2]. Первым известным композитором цирковой музыки был Чарльз Дибдин (1745—1814)[3]. Он был партнёром Эстли, а также финансировал театр, в котором базировался королевский цирк[4].

Дибдин был известным композитором и написал сотни произведений, прежде чем решил устроиться в цирк к Эстли. Он написал все произведения, которые использовались в цирке, представлявшие собой преимущественно интермеццо или комедийные композиции. Для исполнения многих произведений привлекался ансамбль примерно из шестидесяти детей, которые выступали в качестве певцов и танцоров. Среди материала, написанного специально для цирка, фигурировали композиции «The Graces», «Clump and Cudden» и «Pandora», последняя из них была, пожалуй, самым известным произведением, поскольку первоначально использовалось в популярном кукольном спектакле, который высмеивал современных деятелей того времени[5].

Наиболее распространённым типом цирковой музыки является цирковой марш, или скример[англ.]. Он характеризуется особо быстрым темпом — обычно около 200 ударов в минуту — и мелодиями, которые содержат эффектные элементы, такие как сќачки, быстрые переходы и фанфары. Марши служили различным целям, на протяжении цирковой программы их часто использовали для парадных выходов, увертюр и финалов, сцен с участием диких зверей или других «напряжённых» номеров, к примеру выступлений эквилибристов. Цирковые марши подразделяются на виды: