Ахмад аль-Буни


Шейх Ахмад аль-Буни (أحمد البوني), его полное имя Шарафуддин (Шихабуддин) Ахмад ибн Али ибн Юсуф аль-Буни аль-Малики. Родился в 1142 году в Боне (ныне — Аннаба, Алжир). Умер в Каире (Египет) в 1244 году (по другим данным в 1225 году). Был известным суфием, мистиком, писал на духовные и эзотерические темы, в том числе о значении и сущности букв, о математических основах магии, о сихре, джафре и так далее. Аль-Буни большую часть жизни прожил в Мисре (Египт) и учился у многих выдающихся суфийских шейхов своего времени.

Ещё в детстве выучил весь Коран и стал хафизом в городе Тунис (ныне — столица Туниса). Являлся последователем маликитского мазхаба и ашаритской акыды. Затем переехал в Андалусию (ныне — Испания) и после некоторого времени начал путешествие по миру с целью изучения суфийских знаний. Некоторое время учился в Александрии и Каире во времена правления последнего фатимидского халифа Адида Лидиниллаха. Вскоре совершил хадж и оттуда направился в Иерусалим, а затем в Дамаск, где встречтился с известным арабским географом, историком шейхом Ибн Асакиром.

В Александрии шейх Ахмад встретился с шейхом-мухаддисом Абу Тахиром ас-Саляфи из Исфахана (ныне — Иран). Сказал шейх ас-Саляфи: «Люди из нашего города (он имел ввиду Александрию) говорят, что у вас есть караматы!». На что шейх Буни процитировал 65 аят суры Нахль: «Аллах ниспослал с неба воду и оживил ею мёртвую землю. Воистину, в этом — знамение для людей внимающих». Сказал шейх ас-Саляфи: "Истину сказал Всевышний Аллах, и Вы сказали правду. И не зря люди уважительно обращаются к вам «Сайидина Буни». Шейх Ахмад: «Люди неправильно говорят. Просто я был свидетелем многих чудес в мире видимом и в мире невидимого». Ас-Саляфи: «И что же происходит в мире невидимого сейчас»? Шейх Буни: «Аллах показал мне Предвечность и Время, и я понял только то, что ничего не понял».

И вот он уже в Багдаде, где встретился с учёным шейхом Абу Хафизом ибн аль-Фараджем. После опять отправился в хадж, остановившись на полгода в Иерусалиме. После Мекки едет в Каир, а затем в город Тунис, где его назначают имамом в городской (квартальной) мечети, где он одновременно занимается преподаванием шариатских наук, а также суфизмом. В итоге возвращается в Каир и там же умирает.

Как-то близкие люди в Каире спросили его: «Зачем же ты так далеко и долго путешествуешь?», на что он ответил: «Лучшее путешествие начинается у Дома Аллаха, и у Дома Его же заканчивается».

Он был современником другого шейха-мистика Ибн Араби (ابن عربي) и написал одну из самых известных и значимых книг в мире эзотерической литературы — Шамс аль-Маариф (كتاب شمس المعارف). «Солнце познания» по-прежнему рассматривается в качестве одного из главных оккультных текстов среди подобных трудов. Официальное мусульманское духовенство поспешило её сразу же после выхода запретить, как несущую ересь и сеющую смуту.