Бар Саума (архимандрит)


Бар Саума (сир. ܒܪܨܘܡܐ — «сын поста», «Постник»; греч. Βαρσοῦμας; ок. 384—456/458) — аскет, основатель и архимандрит сирийского монастыря. Известен нападениями на евреев и синагоги. Бар Саума был другом Евтихия и защищал его на соборе в Ефесе в 449 году. Он прибыл на собор по приглашению византийского императора Феодосия II во главе тысячи монахов. По слухам, Бар Саума лично принимал участие в избиении константинопольского патриарха Флавиана на заседании собора. На Халкидонский собор в 451 году он не был допущен за свои действия на Эфесском соборе и был отлучён от церкви. Тем не менее он и после этого продолжал выступать за евтихианство. В коптской церкви Бар Саума чтится как столпник.

Бар Саума родился около 384 года в Самосате на верхнем Евфрате[3]. По легенде, когда Бар Саума вырос, то ушёл к святому по имени Авраам, жившему у Евфрата, а затем и сам уединился в пещере, собирая вокруг множество учеников. Бар Саума был современником святого Симеона Столпника, жившего недалеко от Евфрата. Согласно житию, Бар Саума посещал Симеона и они благословили друг друга[4].

Согласно житию Бар Саумы, он четыре раза совершал паломничество в Иерусалим. Ему приписываются нападения на иудеев и синагоги. Законы о защите синагог и храмов, изданные 15 февраля, 9 апреля и 8 июня 423 года, Ф. Нау и вслед за ним другие считают реакцией на разрушение Бар Саумой и его фанатичными монахами синагог[5]. В сравнении с датами жизни Симеона Столпника предполагается, что второе путешествие Бар Саума совершил в 419—422 годах, а третье и четвёртое — в начале 438 года и в октябре 438 года[5]. После указа императрицы Евдокии, разрешившей евреям войти в Иерусалим молиться у руин Храма (в первый раз более чем за триста лет), евреи собрались в Иерусалиме на праздник кущей. Двадцать учеников Бар Саумы пошли посмотреть, как «сто три тысячи мужчин и женщин» оплакивают разрушение храма. Житие Бар Саумы сообщает, что иудеям явилось устрашающее видение, в котором армии Бога приближались к ним с небес, затем песок поднялся, покрыв евреев облаком, из которого в них полетели камни. Погибло множество евреев, в этом побоище обвиняли сподвижников Бар Саумы[6][7].

В 449 году состоялся Второй Эфесский собор (монофизитский). Диофизитское учение Нестория уже было признано ересью в 431 год на Первом Эфесском соборе, а сам он был лишен сана архиепископа Константинопольского[9]. На соборе 449 года председательствовал Диоскор Александрийский, прибывший с 20 епископами. Для поддержки к Диоскору прибыл во главе толпы монахов из Сирии и Месопотамии и Бар Саума, приглашённый императором на собор для защиты Евтихия. Гиббон писал, что «сириец Барсума был приглашен в качестве начальника и представителя монахов участвовать в заседаниях и подавать голос»[10]. Бар Саума и его монахи не понимали по-гречески и более походили на наёмных телохранителей[11][9][12].