Бар Саума (митрополит)


Фома[1] Бар Саума Нисибисский (сир. ܒܪܨܘܡܐ — «сын поста», «Постник»; греч. Βαρσοῦμας; между 415 и 420, Бет-Кардо — 492/495[2]) — епископ Нисибисский. В ранние годы возможно был рабом, затем обучался в Эдесской школе[fr]. Вместе с покровителем школы епископом Эдессы Ивой Бар Саума был приверженцем несторианства и вместе с ним был изгнан из Эдессы решением Второго Эфесского собора. На Халкидонском соборе оба были оправданы и вернулись в Эдессу, но после смерти Ивы Бар Саума был вынужден снова покинуть Эдессу и вернуться в Персию.

Бар Саума стал приближённым к шаху Перозу человеком, основал церковь под его покровительством и стал епископом Нисибисским[en] (435—489). Он учредил в Нисибисе богословскую школу, впоследствии прославившуюся своими экзегетическими трудами в духе Феодора Мопсуестийского и миссионерами, распространявшими несторианство в Восточной Азии. Благодаря деятельности Бар Саумы несторианство надолго оставалось единственной формой христианства в Сасанидской Персии[3].

Бар Саума был арамейского происхождения, возможно, из Бет-Карду (Кордиены[4])[5][6][7][2] в Северной Персии, он родился между 415 и 420 годами[6][2], видимо, в бедной семье[2]. Согласно Симеону Бет-Аршамскому[en] Бар Саума был рабом некоего Мары[7][2], однако, если он и был рабом, то должен был освободиться в раннем возрасте[4]. Более ничего не известно о Бар Сауме до его попадания в Эдесскую школу[5]. В Персии не существовало христианских школ, хотя христианство не было запрещено, поэтому жители Персии, желавшие обучаться в христианских заведениях, ехали в Эдесскую школу[fr], основанную св. Ефремом. Эдесса находилась на территории Византийской империи недалеко от границы с Персией. Бар Саума тоже в юношеском возрасте поступил в эту школу. Патроном школы в то время был Ива (Ихива, Хиба) Эдесский, который стал епископом Эдессы в 435 году, а главой школы был ассириец Марун из Дилаиты. Про Иву писали, что он был главой партии диофизитов, атмосферу в школе называли «диофизитской» или «несторианской»[8]. Мировоззрение Бар Саумы сформировалось в школе под влиянием Ивы, в связи с чем Бар Саума стал сторонником Ивы и несторианцем[5][6][2][9]. Но взгляды самого Ивы нельзя однозначно назвать несторианскими: одно и то же его письмо на одном соборе было признано ортодоксальным, а на другом осуждено как еретическое. Это показывает, насколько нечёткими были различия между течениями в христианстве[8].

У Бар Саумы были соученики: Акакий[pt] (впоследствии католикос — патриарх Востока), Нарсай, Мана (впоследствии епископ Ардашира), и Папа (впоследствии епископ Бет-Лапатский и митрополит Бет-Хузайский[it]). У них были прозвища: «Бобовар» («Любитель фасоли»), «Дагон» и «Хрюша» («Маленькая свинья, Поросёнок»). Прозвище Бар Саумы было «Пловец среди гнезд» («Пловец в тростнике»)[4][10].В школе Бар Cаума переводил на сирийский труды Феодора Мопсуестийского[2].