Бас-данс


Бас-данс[1][2][3] (фр. basse danse букв. низкий танец) — придворный танец в умеренном темпе, распространённый во Франции, Италии (итал. bassa danza, bassadanza), Бургундских Нидерландах во второй половине XV и в XVI веках (первое упоминание в 1320). Помимо специального значения термин «бас-данс» используется как собирательный для всех медленных придворных танцев без прыжков (павана, аллеманда, поздняя сарабанда и другие).

В эпоху раннего Возрождения характерно противопоставление танцев медленного и более оживленного движения (итал. bassa danza и итал. alta danza). Оно встречается как на балах, так в зарождающейся профессиональной музыке уже в позднем Средневековье.

В низких танцах не было прыжков, и ноги почти не поднимались над полом — отсюда и название. Помимо хореографического, есть и музыкальное объяснение названия — они исполнялись инструментами низкого регистра. Вследствие отсутствия быстрых па и прыжковых движений, характерных для «высоких танцев», бас-дансы часто называли «променадными»[4].

В высоких танцах (исп. аlta danza, итал. аlta danza, фр. haute danse) хороводного движения, напротив, танцующие вертелись и подпрыгивали (мореска, гальярда, вольта, сальтарелло, различные виды бранлей и прочие).

Первое упоминание низкого танца найдено в поэме на окситанском языке 1320-х годов (автор — Раймон де Корнет; Raimon de Cornet), где описано исполнение танцев этого жанра жонглёрами[5].

Подробное описание низкого танца дали итальянский мастер танца Доменико из Пьяченцы и его последователи Гульельмо Эбрео и Антонио Корнацано. С лёгкой руки Доменико из Пьяченцы бас-данс стали называть «королевой» танца. Согласно разъяснениям Антонио Корнацано, в нижних танцах не используется одно из девяти естественных танцевальных движений — высокий прыжок (movimento). При этом у данных итальянских теоретиков танца присутствует некий терминологический разнобой: movimento означает высокий прыжок у Корнацано, а у его учителя Доменико этим термином называется движение, в котором поднимаются на цыпочки перед следующим шагом (а у Корнацано такое движение названо alzamento, что значит просто «приподнимание»).