Бекташи


Бекташи (араб. البِكْتاشيَّة‎, тур. Bektâşîlik, алб. Tarikati Bektashi, босн. Bektašijski tarikat, макед. Бекташите) — суфийский орден, основанный Хаджи-Бекташем в XIII веке. Близок к шиизму (в связи с особым почитанием Али) и содержит элементы христианства (крещение). Распространён в Турции, Албании, Северной Македонии и Боснии — в основном среди перешедших в ислам бывших православных и униатов. Воспринимают мир посредством триад: Аллаха, Мухаммеда и Али, имеют ритуальную еду из вина, хлеба и сыра. В анатолийском и балканском фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного исламского права.

Бекташи являются последователями Хаджи-Бекташа, уроженца Нишапура в Хорасане, бывшего, согласно легенде, потомком седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима. Традиционно считается, что он жил в промежутке между 1248 и 1337 годами и переселился в Малую Азию, на территорию Конийского султаната, в 1281 году. Там он и основал орден, названный его именем. Поздняя легенда приписывает Хаджи-Бекташу акт благословения на царство юного эмира Османа-Гази, основателя Османского государства[1]. В XV веке происходит сближение бекташей с корпусом янычар[2]. Все янычары были приписаны к ордену, и шейх (настоятель) дервишей был почётным командиром 99-й роты янычарского корпуса[3].

В конце XV века во главе ордена встал Балым-Султан (? — 1516), выступивший систематизатором и реформатором учения бекташей. К бекташам благоволил султан Сулейман I. В первой половине XVI века Бекташский орден разделился на два течения — челебии и бабаи. Поводом к разделению стал спор о наследниках Хаджи-Бекташ-Вели. Согласно челебиям, он имел рождённых в разные эпохи потомков, зачатых чудесным образом. Согласно бабаям, многие из которых были кызылбашского происхождения, Хаджи-Бекташ не имел потомства. Через посредство бабаев, в учение бекташей проникают шиитские концепции. Бекташи признают 12 шиитских имамов.

После расформирования корпуса янычар в 1826 году[4], орден лишился привилегированного статуса. De jure, султаном Махмудом II орден вообще был упразднён — но продолжал функционировать неофициально. Одним из центров ордена стала Хорватия, постепенно эта конфессия проникла и в Османскую Албанию, особенно в её будущую столицу Тирану на периферии Османской империи. В Албании целые сельские районы обращались в бекташизм вследствие неприятия суннизма — религии завоевателей.

В 1913 году — после провозглашения Албанией независимости — государство признало самостоятельность религиозной общины бекташей, и Тирана превратилась в мировой центр этой религии. В Турции же, после революции Кемаля, все религиозные ордена (даже чисто суннитские) были в 1924 году закрыты и подверглись репрессиям. В 1925 году многие бекташи были вынуждены покинуть пределы Турции, и большей частью, осели в Албании[5], где с орденом было связано до 20 %  местного населения.