Беневентанский обряд


Беневентанский обрядлатинский богослужебный обряд, характерный для княжества Беневенто и смежных южноитальянских областей до вытеснения римским обрядом. Помимо собственно богослужебных особенностей, характеризовался особенными беневентанским хоралом, отличным от григорианского, и своеобразным беневентанским шрифтом. Замена местного обряда римским связана с упадком лангобардских государств Южной Италии и завоеванием их норманнами.

Сохранившиеся южноитальянские рукописи XI — первой половины XIII веков позволяют говорить об особом беневентанском обряде, в котором можно видеть отдельные черты староримского (догригорианского), амвросианского, византийского и галликанского обрядов. Во всех службах суточного круга использовалась так называемая Старая римская Псалтирь — латинский перевод, сделанный до иеронимовой Вульгаты. В воскресные и праздничные дни на литургии предписывалось три чтения — ветхозаветное, апостольское и евангельское (как в амвросианском, в римский обряд три чтения вошли только в XX веке), в дни памяти некоторых святых были ещё чтения из их житий.

Беневентанская литургия отличалась от римской пятью переменными молитвами: две коллекты перед чтениями, молитва после Евангелия (существовала до VI века и в римской мессе, вплоть до Тридентского собора в римском чине существовал её рудимент: после Евангелия возглашалось Oremus, хотя самой молитвы уже не произносилось), секрета и заключительная молитва (лат. oratio ad complendum). Перед причащением возглашалось «Offerte vobis pacem» («Давайте друг другу (приветствие) мира)»), а народ отвечал «In nomine Christi».

Схожими с использовавшимися в амвросианском и староримском обрядах были чтения воскресений Великого поста: о самарянке (второе воскресенье), об Аврааме (третье), о слепом (четвёртое), воскрешение Лазаря (пятое — Страстное воскресенье). В пятое воскресенье Великого поста полагалось две литургии — Missa sicca (Сухая месса, то есть литургия преждеосвященных даров) и Missa palmarum (Пальмовая месса), а вечером — Missa de passione (Страстная месса). В Великую пятницу совершался схожий с римским чин Поклонения Кресту, в Великую субботу — освящение свечи с гимном «Exultet». По традиции, текст этой службы записывался на особом пергаментном свитке; сохранились два таких 6-метровых свитка (из Бари и Монте-Кассино).

Беневентанский обряд имел ряд общих черт с галликанским (например, одинаковая префация анафоры на Рождество Христово), с византийским (заимствованы ряд антифонов Великой пятницы), с амвросианским (заимствованы миланские названия для интроита и оффертория — ingressa и offerenda соответственно).