Офферторий


Офферто́рий, приношение даров — часть мессы в Западных литургических обрядах Католической церкви. Также входит в состав англиканской литургии и лютеранского богослужения. Офферторий открывает собой Евхаристическую литургию. Во всех литургических обрядах по его окончании начинается анафора. Во время оффертория хлеб и вино для совершения евхаристии приносятся на алтарь. Кроме того, офферторием называется и песнопение, исполняемое во время приношения даров. Традиционно во время оффертория в западных обрядах проходит сбор пожертвований. Аналогом в византийском обряде является Великий вход.

Исторически происхождение оффертория связано с существовавшей в древней Церкви практикой приношения хлеба и вина прихожанами на литургию. Лучшие хлеб и вино из принесённых верующими использовались для совершения евхаристии, прочие потреблялись во время совместной трапезы (агапы) и раздавались бедным. В Западной церкви в первом тысячелетии выработался специальный чин оффертория, во время которого совершалась процессия принесения даров на алтарь. Процессия сопровождалась пением псалма с повторением краткого стиха. Во втором тысячелетии процессия с дарами исчезла из чина мессы, а песнопение оффертория сократилось до одного стиха из псалма. В этот период чин римского оффертория воспринял ряд элементов из галликанского и мосарабского обрядов, в том числе каждение алтаря.

В Тридентской мессе (в настоящее время именуемой также экстраординарным чином) закреплён следующий порядок действий священника во время оффертория:

В ходе литургической реформы второй половины XX века порядок оффертория был изменён. Был сокращен и отменён ряд молитв, для торжественных и праздничных месс была восстановлена процессия приношения, причём дары приносятся мирянами, а принимает их возле алтаря священник или диакон, после чего возлагает на алтарь. Песнопение оффертория, которое ранее представляло собой стих из псалма, ныне имеет форму произвольного песнопения духовного содержания. Установлено, что пожертвования должны собираться во время оффертория, но собранные пожертвования запрещено помещать на алтарь. Порядок действий священника во время оффертория в ординарном чине мессы таков:

В других Западных литургических обрядах существует ряд отличий в чине оффертория от римского. Так в амвросианском обряде офферторий носит название «офференда» (offerenda). В нём всегда существовала процессия приношения даров, которая в римском обряде исчезла в начале II тысячелетия и была восстановлена лишь в XX веке. В некоторых обрядах (галликанском, брагском и др.) существует два приношения даров — одно, краткое, совершается до мессы, а развёрнутое в начале Евхаристической литургии.