Боргезский борец


Боргезский борец, Боргезский боец, Гладиатор Боргезе (итал. Gladiatore Borghese) — условные названия античной скульптуры периода эллинизма, изображающей воина, который в стремительном движении делает выпад вперёд, вероятно сражаясь с вооружённым всадником. В левой руке у него щит, в правой — меч (щит и меч, возможно из бронзы, не сохранились). Надпись на пьедестале сообщает, что мраморная скульптура выполнена Агасием, сыном Досифея (Агасием Первым), из Эфеса около 100 г. до н. э.[1].

Мраморную скульптуру считают повторением бронзового оригинала школы Лисиппа IV в. до н. э. Это произведение несёт в себе характерные черты италийских скульпторов неоаттической школы — её создатель хорошо знал особенности работы греческих скульпторов и великолепно передал анатомические особенности фигуры «борца».

Скульптура была обнаружена в 1605 году в период правления папы Павла V из семьи Боргезе при раскопках приморского дворца императора Нерона в Анцио, к югу от Рима, и поступила в собрание племянника папы, кардинала, мецената и коллекционера произведений античного искусства Шипионе Боргезе. Во время открытия фигура была разбита на семнадцать частей. Восстановлена в 1611 году Н. Кордье, французским скульптором, работавшим в Риме. В 1613 году скульптуру установили на вилле в садах Пинчо. При реставрации скульптура была ошибочно истолкована как изображение гладиатора. Однако по положению фигуры видно, что она представляет не гладиатора, а воина, сражающегося с конным бойцом[2].

Знаменитый германский филолог, антиковед Ф. В. Тирш в начале XIX века, в период романтизма и доминирования литературного подхода к изобразительному искусству, предположил, что это произведение представляет собой часть скульптурной группы, изображающей героя Ахиллеса, сражающегося с конной амазонкой Пентесилеей[3].

На вилле Боргезе знаменитое произведение находилось в названной в его честь комнате на первом этаже, оформленной в начале 1780-х годов архитектором Антонио Аспруччи. После заключения Тильзитского мира в 1807 году в ходе Наполеоновских войн Камилло Боргезе по политическим соображениям был вынужден продать «Боргезского борца» вместе с многими другими произведениями своему шурину Наполеону Бонапарту. Скульптура была доставлена в Париж, в музей Лувра, где она сейчас и находится.

В XVII—XVIII веках эффектное произведение многократно копировали и воспроизводили в скульптуре, живописи и графике. Скульптура, находившаяся в то время на вилле Боргезе, оказала значительное влияние на творчество «гения римского барокко» Дж. Л. Бернини при создании им знаменитых произведений «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619) и «Давид» (1623—1624). Питер Пауль Рубенс использовал движение «Боргезского борца» для фигуры «Слепая ярость» в картине из серии «История Марии Медичи».