Борода в исламе


Отношение к отращиванию бороды (араб. إعفاء اللحية‎, и‘фа’ аль-лихйа) и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Некоторые из них считают бритье бороды грехом (фиск), а отращивание — обязательным (ваджиб) действием. Другие же считают отращивание бороды желательным (мустахабб) или даже выполнением сунны, а бритьё порицаемым (макрух), но не запретным (харам) действием. Борода рассматривается мусульманами как символ мужественности (в противовес мужеложникам), а её отращивание считается частью первозданного естества (фитра) человека[1][2].

На Ближнем Востоке борода традиционно являлась символом власти, даже в домусульманские времена[3]. Пророк Мухаммед, как и иудеи и христиане-монахи той эпохи, отращивал бороду[4]. Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы»[5], «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников»[6]. Согласно хадисам, безбородый мужчина не может возглавлять мусульманскую общину (умму) и быть имамом в намазе[3].

О запрете брить бороду писали захиритский правовед Ибн Хазм[7][8], маликит аль-Хаттаб[ar][9], ханбалит ас-Саффарини[10], ханафит Ибн Абидин[11].

Мнению большинства улемов о запрете бритья бороды противоречили некоторые представители шафиитского мазхаба, которые говорили о нежелательности (макрух) этого, но не считали харамом. Так говорили ар-Рафии, ан-Навави[12], Закария аль-Ансари[13] и аль-Хатиб аш-Ширбини[ar][14]. Несмотря на это, шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азраи считали запретность бритья бороды более правильным мнением[12].

В традиционном арабском обществе социальный статус человека зависит от длины, формы и цвета его бороды[2]. Современные салафитские богословы (Ибн Баз[15], аль-Усаймин[16], аль-Албани[17] и др.) считают, что борода отличает мужчин от женщин и от неверующих (кафир), которые не отращивают бороды; бритьё считается запретным (харам) и греховным действием. Сирийский богослов-шафиит Вахба аз-Зухайли (1932—2015) писал, что бритьё бороды запретно у ханбалитов, маликитов и ханафитов, а шафииты считают это порицаемым[18]. Такое же отрицательное отношение к бритью бороды у шиитских аятолл Али Систани[19] и Мухаммада Ширази[20]. В 2012 году аятолла Али Хаменеи в эфире иранского национального телевидения назвал короткую бороду короля Марокко Мухаммеда VI, напоминающую скорее лёгкую небритость, «позором» и «плевком в лицо Пророка». В свою очередь король назвал это «чушью»[21].

В некоторых странах Ближнего Востока (например, в Ливане) обладатели бород, даже если они отращивают их не по религиозным причинам, могут сталкиваться с подозрительным отношением к своей персоне со стороны полиции[22].