Бракмон, Феликс


Огю́ст Жозе́ф (Фе́ликс) Бракмо́н[1][2], Бракемон (фр. Auguste Joseph Bracquemond, Félix Bracquemond, [brakˈmõ][3]; 28 мая 1833, Париж, Королевство Франция27 октября 1914, Севр, Третья Французская республика) — французский график (гравёр и литограф), живописец, керамист, художник-декоратор и теоретик. Выдающийся мастер офорта, способствовавший возрождению этой техники во второй половине XIX века. Один из основоположников японизма[2], наряду с супругой Мари Бракмон — близкий знакомый и участник выставок импрессионистов.

Бракмон родился в Париже в 1833 году. Получил образование в литографии. Одновременно он брал уроки рисования и позднее учился у Жозефа Гишара[фр.] (1806—1880), ученика Доминика Энгра.

Феликс Бракмон впервые принял участие в Парижском салоне в 1852 г., и представленный им портрет привлёк всеобщее внимание. Около 1853 года начал заниматься гравюрой. В общей сложности он создал более восьмисот листов, включая портреты, пейзажи, сцены современной жизни и исследования птиц, а также многочисленные интерпретации картин других художников. Он подружился с Теодором де Банвилем, Жюлем Амеде Барбе д’Оревильи, Гюставом Жеффруа, Феликсом Надаром. Он также был другом Огюста Родена. В 1863 г. жюри Парижского салона забраковало его офорты, заявленные для участия в выставке. И вместе с другими художниками, позднее основавшими новое течение «импрессионизм», Бракмон представил свои работы на Салоне отверженных, а в 1874 году последним присоединился к участникам Первой выставки импрессионистов[4].

В 1900 году Феликс Бракмон получил гран-при за свою импрессионистскую графику. Он оказывал большое влияние на художников своего времени. Так, его книга о рисунке и цвете, изданная в 1885 году, сыграла большую роль в творчестве Винсента ван Гога. Бракмон был одним из первых художников, проявивших интерес к японской ксилографии. В 1856 году именно Бракмон случайно обнаружил в парижской лавке Делатра, где торговали китайским чаем и фарфором, стопки гравюр К. Хокусая, которые использовали в качестве обёрточной бумаги. С этого открытия в Париже началось увлечение «японизмами»[5].