Японизм


Японизм, японески, японщина (яп. ジャポニスム, англ. Japonisme, фр. japonesques, фр. Japonaiserie — «японщина») — одно из стилевых течений ориентализма в западноевропейском искусстве XIX столетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии (гравюры на дереве), преимущественно укиё-э, и японских традиционных художественных ремёсел. Эстетика, темы, мотивы, техника и характер использования цветовых отношений традиционного японского искусства отразились на творчестве многих художников: Эдуара Мане, импрессионистов и постимпрессионистов: Поля Гогена, Винсента Ван Гога, а также Джеймса Уистлера и многих других. Значительное влияние японизм оказал на искусство периода модерна и стиля ар-деко.

После открытия Японии для внешнего мира в 1855 году, японские товары и произведения искусства в большом количестве завозили в страны Западной Европы, они находили своих ценителей и собирателей. Первая Всемирная выставка в Лондоне 1851 года и Всемирная выставка в Париже 1867 года знакомили широкую публику с мало известными ранее японской цветной гравюрой на дереве, изделиями из фарфора, лака, эмалями по металлу, шёлковыми шитыми и расписными тканями.

В 1856 году французский художник: живописец, гравёр и керамист, Феликс Бракмон случайно обнаружил в парижской лавке Делатра, где торговали китайским чаем и фарфором, стопки гравюр К. Хокусая, которые использовали в качестве обёрточной бумаги. Однако уже в 1859 году вышел в свет альбом «Японские мотивы» по гравюрам Хокусая. Одна из наиболее ранних коллекций гравюр Хокусая была собрана английским художником-прерафаэлитом Данте Габриэль Россетти. Японские гравюры коллекционировали французские писатели Жюль и Эдмон Гонкуры, Эмиль Золя, художники Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, В. Ван Гог, А. Фантен-Латур.

Несколько иронично термин «японщина» фр. Japonaiserie использовали братья Гонкуры (возможно они же его и изобрели) в качестве параллели «китайщине» (фр. chinoiserie — шинуазри. Английский художник-график Обри Бёрдсли сочинил повесть «История Венеры и Тангейзера» и проиллюстрировал её «японесками» (фр. japonesques)[1].

В 1875 году в Париже после путешествия по странам Дальнего Востока франко-германский коммерсант Зигфрид Бинг открыл магазин «Ворота в Китай» (La Porte Chinoise), в котором стал продавать произведения искусства Китая и Японии. В декабре 1895 года Бинг открыл свою знаменитую галерею «Дом Нового искусства» (Maison de l’Art Nouveau), в которой демонстрировал не только изделия стран Востока, но и произведения молодых французских художников в «новом стиле», в том числе выполненные под влиянием традиционного восточного искусства[2][3].