Велняс


Ве́лняс (вяльняс, ве́линас, велнс, Велс, Виелона лит. velnias, velinas, латыш. velns, vielona, vels[1][2][3][4]) — в балтийской мифологии[5][6][7][8] противник громовержца Перкунаса[5][9], в язычестве был богом загробного мира[5][6] и покровителем скота[9][10], после христианизации населения региона его образ демонизировался и слился с чёртом[10].

Велняс — самый популярный персонаж литовского фольклора, число его упоминаний превосходит других вместе взятых персонажей из богатой литовской демонологии, в Литве зафиксировано около 400 топонимов связанных с этим именем[10]. Существуют тысячи и десятки тысяч вариантов сказаний о Велнясе[11][12].

На основании сопоставления Велняса с латышскими параллелями авторы теории основного мифа реконструируют образ противника громовержца Перкунаса[5][9], бога загробного мира[5] и покровителя скота[9] в балтийской мифологии. Его облик демонизировался лишь после христианизации.

На основании подсчёта упоминаний в народных песнях Эльза Кокаре пришла к выводу об относительно позднем вхождении Велняса в семью латышских мифических образов, поэтому гипотеза о нём как о древнем божестве-антагонисте сомнительна[13].

Согласно сообщениям учёных XVI—XVII веков — Я. Ласицкий, Г. Стендер, П. Эйнхорн, — Виелона (польск. Vielona) был богом мёртвых, богом душ и богом, связанным со скотом и другими животными[10][14]. Ему приносили жертвы, чтобы он «пас» души умерших (ср. лит. vėlė «душа», vėlės «тени усопших»[9]). Велсу были посвящены дни мёртвых и месяц октябрь (ср. Дмитриевская суббота у восточных славян). Связь Велса со скотом очевидна в ритуале литовского дня поминовения умерших Илгес (лит. Ilgės) или лит. Vėlinės — аналоге славянских «дедов» или «родительской субботы», когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне Езагулису (лит. Ezagulis) прийти за стол с мёртвыми и принять участие в поминальной трапезе.

В начале 1970-х годов М. Гимбутас написала статьи о Велнясе, указав, что «Велняс, Велс, Виелона, Веленас, Велинас» являются разными огласовками этого персонажа[4]. В 1972—1982 годах Р. О. Якобсон публикует своё исследование о славянском божестве Велесе и его индоевропейских когнатах[15]. В 1974 году Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров публикуют работу «Реконструкция фрагментов мифа о боге грозы и его противнике», формулируя созданную ими теорию «основного мифа». В ней они рассматривают сходство индоевропейских мифов о громовержцах (Перун, балтийский Перкунас, индийский Индра и др.) и их противниках (славянский «скотий бог» Велес, балтийский Вел(н)яс, древнеиндийские демоны Вала, Вритра), а также схожесть имён божеств с однокоренным именем *Uel-(n)-[16][17]. Об этой теории упоминает и индолог М. Витцель[2].