Агапа


Ага́па (от др.-греч. ἀγάπη — «любовь») или вечеря любви в I—V веках н. э. — вечернее или ночное собрание христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи[1][2] с воспоминанием Иисуса Христа. Основанием этому изначально было исполнение заповеди Христа о любви, поэтому словом «αγάπη» стали называть и само это собрание.

Агапы ранних христиан предполагали совершение Евхаристии в подражание Тайной вечере, они собирались вечером. По совершении таинства агапа переходила затем в обычную вечерю, то есть ужин; это также называли «вечерей Господней» (κυριακὸν δεῖπνον)[3]. Позже Евхаристия была от вечери отделена, но традиция собираться вечерами для братского общения не прервалась и название «агапы» за этими общими вечерними трапезами сохранилось.

Современная греческая православная церковь называет «агапой» вечерню в первый день Пасхи. Обычай христосоваться во время этой службы вызывает воспоминания о раннехристианских агапах, которые «представляли двоякое общение с Господом и братское друг с другом»[3]. Именно на агапе (а не на пасхальной литургии, как в Русской православной церкви) в греческих храмах читают Евангелие на разных языках народов мира[4].

Рассматривая христианскую агапу как совместную трапезу в отрыве от совмещавшегося с ней таинства, П. Соколов указывает для I века н. э. несколько аналогичных традиций проведения общих трапез[5]. Совместные братские трапезы издавна практиковались иудеями[6]. Филон Александрийский описывает их проведение в общине терапевтов в Египте[7]. После обнаружения и расшифровки документов другого иудейского аскетического течения в Кумранской общине оказалось, что проведение братских трапез нашло отражение и в их уставе[8]. Критик христианства Э. Ренан сравнивает с агапами трапезы погребальных языческих коллегий, практиковавшиеся в Римской империи[1]. В греко-римском мире были широко распространены ритуальные пиршества — симпосии.

Первый из известных на сегодня примеров словоупотребления ἀγάπη применительно к совместной христианской трапезе — в послании апостола Иуды[9]: