Виттковер, Рудольф


Рудольф Виттковер (нем. Rudolf Wittkower, 22 июня 1901, Берлин — 11 октября 1971) — выдающийся британский историк и теоретик искусства. Специалист по искусству итальянского Возрождения и барокко.

Виттковер родился Берлине в еврейской семье, его отец, Генри Виттковер (1865—1942), был британским подданным, мать — Гертруда Ансбах (1876—1965)[5].

В 1923—1932 годах Виттковер изучал искусство в Италии, в Риме. В 1923 году женился на художнице Марго Хольцманн. В последующем Марго Виттковер стала дизайнером интерьера и мебели, исследователем ренессансной и неопалладианской архитектуры, соавтором многих книг Рудольфа Виттковера. В 1932 году Рудольф начал преподавать историю искусства в университете Кёльна. Но в 1933 году вместе с женой Виттковер вынужден был бежать из нацистской Германии в Лондон. В 1934—1956 годах преподавал в Институте Варбурга в Лондоне. Спустя время после кончины выдающегося историка искусства Аби Варбурга в 1929 году в Гамбурге, в декабре 1933 года фонды «Библиотеки Варбурга», насчитывавшие 60 000 томов по различным областям знания, были вывезены в Лондон, а в 1944 году Институт Варбурга стал подразделением Лондонского университета. С Институтом сотрудничали многие известные учёные, среди них: Эрнст Кассирер, Гершом Шолем, Эдгар Винд. Виттковер и Винд с 1937 года издавали «Журнал института Варбурга».

В 1956 году Виттковер переехал в США, но всю жизнь, как и его отец, сохранял британское подданство. В 1956—1969 году Рудольф Виттковер возглавлял кафедру истории искусств и археологии Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Среди книг, написанных Витковером, были монографии о Бернини и Микеланджело. Особенно его интересовали вопросы пропорционирования в архитектуре итальянского Возрождения. В книге «Архитектурные принципы в эпоху гуманизма» (Architectural Principles in the Age of Humanism, 1949) Виттковер доказывал, что гармония пропорций, как в постройках Андреа Палладио, так и в картинах Никола Пуссена, основывается на отношениях простых целых чисел: 1, 2, 3, 4, что соответствует ладам древнегреческой музыки и в этом проявляется чистота и универсальность метода классицизма. Отношения гармонических ладов в музыке и пропорций в архитектуре были известны со времён Пифагора, отмечены в эпоху Возрождения в трактате Альберти, но Виттковер впервые вывел эти положения на уровень современной эстетической теории[6].

В 1975 году Рудольф Виттковер за книги «Готика против классики», «Архитектурные проекты в Италии XVII века» посмертно был удостоен премии Элиса Дэвиса Хичкока (The Alice Davis Hitchcock Book Award) американским Обществом историков архитектуры[7].