Вознесение


Вознесение — в религиях означает взятие человека — при жизни в теле — на небо (рассматриваемое как обитель Бога, богов и духов). Каждая из трёх важнейших религиозных эпох в Ветхозаветной и Новозаветной истории была ознаменована чудесным случаем переселения на небо[1]:

Вознесение немногих избранных совершалось либо навсегда, вместо смерти, либо для получения Откровения и возвращения обратно на землю. Вознесение Еноха и Илии принадлежало к первой категории.[2]

Среди вавилонян и народов античного мира была распространена вера, что Божество допускает, чтобы исключительно благочестивые люди, проведшие безупречную жизнь, покидали мир, не испытав смерти. Вавилонские легенды рассказывают ο Ксисуфре (аналоге библейского Ноя у халдеев), что он был взят на небо, потому что обрёл милость y Господа Бога[3], и об Этана-Гильгамеше, возносящемся на орле к небесам, «откуда земля кажется подобной холму, a море подобным чаше с водой»[4]. Кроме двух названных, древнееврейские рассказы упоминают и других лиц, не вкусивших смерти. Апокрифическая, равно как агадическая литература причисляют к этой категории Варуха[5], наряду с Ездрой и Моисеем, несмотря на то, что смерть последнего определённо упоминается в Ветхом Завете.[2]

В агадической литературе упоминаются следующие лица, взятые на небо: Енох, Илия, Элиезер, слуга Авраама (Элиезер из Дамаска); Авдемелех, эфиоп-раб Седекии, освободивший от смерти Иеремию (Иер. 38:7); Хирам из Тира, строитель Соломонова храма; Явис (1Пар. 4:10), Серах, дочь Ашера; Бифья, дочь фараона и приёмная мать Моисея (1Пар. 4:18); а в позднейшее время — аморай Иошуа бен-Леви и внук Иегуды Ганаси, имя которого не упоминается[6].[2]

По мнению агадистов, все эти лица переносились и находились в раю, который в позднейшее время предполагался на небе; поэтому Ветхий Завет вполне правильно сообщает, что Илия вознёсся на небо. Однако не все талмудисты разделяли эту веру; например, таннай рабби Иосе заявлял, что никогда Божественное величие (Шхина) не спускалось на землю и никогда Моисей и Илия не возносились на небо.[2]

Кроме указанных, были другие люди, которые временно восходили на небо и затем снова возвращались на землю. Библейский прототип последних — Моисей, который восходил к Богу, чтобы получить Тору; позднейшие легенды также знают ряд благочестивых людей, подобно Моисею получивших на небе наставления и откровения, ο которых говорится в апокрифических книгах, «Апокалипсисе Авраама», «Авраамовом завете» и «Апокалипсисе Варуха».[2]