Сирийский апокалипсис Варуха


«Сирийский апокалипсис Варуха» (так называемая «Вторая книга Варуха»; 2 Вар) — псевдоэпиграфическая книга, засвидетельствованная в основном сирийской традицией[1], относится к жанру еврейских апокалипсисов. Рассказ от первого лица предположительно ученика пророка Иеремии — Варуха (Баруха бен-Нерии) — о разрушении Первого Храма и о тех видениях и откровениях насчёт будущих судеб Израиля и всего мира, которых Бог удостоил его до и после этого события.[2]

Содержание представляет значительный теологический и культурно-исторический интерес. Всю книгу, после публикации Шюрера[3], принято делить на 7 частей.[2]

В первой части (главы I—XII) Бог открывает Варуху предстоящее падение Иерусалима (597 год до н. э.?) за грехи иудейского народа, который — в отличие от 10 колен — заставлял грешить своих царей. A так как добрые дела Иеремии, Варуха и других праведников (среди которых назван и Ябец) являются для грешного города «твёрдой опорой и крепкой стеной», то Бог велит им выйти из Иерусалима. Варух безутешен и спрашивает Бога, что будет с обещаниями Его насчёт вечности Израиля и с Его именем? — На это Бог отвечает, что главное — это небесный Иерусалим, который является предвечным и был создан одновременно с раем и показан Адаму, Аврааму и Моисею, когда последний видел на Синае изображение «скинии Завета».[2]

Варух не хочет оставить Иерусалим и быть причиной его разрушения, но Бог показывает ему, что четыре ангела с факелами в руках разрушают стены города, после того как другой ангел предал земле святые одеяния первосвященника и все священные сосуды храма — и земля поглотила их (таким образом, враг не может похвастаться, что разрушил жилище всемогущего Бога). Халдеи овладевают городом и царём Седекией, а Иеремия и Варух, сокрушённые несчастьем, постятся семь дней.[2]

После этого Бог велит Иеремии пойти с народом в Вавилонию, а Варуху — остаться на развалинах Сиона, так как его ждёт великое откровение насчет «конца дней». Варух подходит к воротам разрушенного храма и в душераздирающей элегии оплакивает гибель Иудеи и падение иудейского народа. Священникам он советует бросить ключи храма ввысь, к небу, возвращая их таким образом Богу, так как они, священники, оказались ненадёжными хранителями дома Божьего; Вавилонии, которая считает себя теперь победительницей и находится в полном расцвете, Варух предвещает худой конец.[2]