Вонг Карвай


Вонг Карва́й (иер. 王家衛, кант.-рус. Вон Кавай, кит.-рус. Ван Цзявэй; англ. Wong Kar-wai; 17 июля 1958, Шанхай, КНР) — режиссёр гонконгской Новой волны, известный своим поэтическим киноязыком, ярко проявленным в таких его фильмах, как Пока не высохнут слезы (1988), Дикие дни (1990), Прах времен (1994), Чунгкингский экспресс (1994), Падшие ангелы (1995), Счастливы вместе (1997), 2046 (2004) и Великий мастер (2013). Его фильм Любовное настроение (2000) получил широкое признание среди мировых критиков.

Фильмы Вонга часто рассказывают о романтиках, ищущих любовь в скоротечности жизни. Их истории показаны через размытые, опьяненные сцены, содержащие насыщенные образы[4].

Вонг Карвай родился 17 июля 1958 года в Шанхае и был младшим из трёх детей в семье.[5][6] Его отец был моряком, а мать домохозяйкой.[7] К тому времени как Вонгу исполнилось пять лет, Культурная революция начала охватывать весь Китай. Родители Карвая решают переехать в Гонконг[8], контролируемый в то время Британской империей, но успевают взять с собой только самого Карвая. Остальные дети должны были воссоединиться с семьёй позже, но границы Гонконга с КНР стремительно закрылись и Карвай расстался с ними на 10 лет.[9][10] В Гонконге семья Вонг поселилась в районе Чимсачёй, где отец Карвая стал менеджером в местном ночном клубе.[8] Карвай, оказавшись в новом городе, чувствовал себя изолированным. Говоря на родном Мандарине, Карвай старался выучить кантонский диалект и английский язык, но стал свободно на них говорить только в подростковом возрасте.[11]

Пока Карвай рос, его мать часто брала его в кинотеатр на самые различные фильмы.[8] Сам Вонг позже говорил: «Единственное хобби, которое у меня было — это смотреть кино».[12] Во время учёбы в школе Вонг заинтересовался графическим дизайном и получил диплом по этой специальности в Гонконгском политехническом университете в 1980 году. После выпуска Вонга приняли на тренинг в телекомпанию Television Broadcasts Limited, где он изучал СМИ.[11]

После выпуска Вонг начал писать сценарии, сначала для сериалов и мыльных опер, но затем и для полнометражных фильмов.[13] Вонг работал в команде, которая любила смешивать жанры: триллер, комедию, романтический и криминальный фильмы. Вонг был мало заинтересован в этих проектах: позже, киновед Гарри Беттинсон описал их как «иногда забавные, но в общем бесполезные». Тем не менее Вонг продолжал писать сценарии для таких фильмов как Роза (1986).[8] Вонг числится официальным сценаристом для 10 проектов, созданных в 1982—1987 годах, но, по собственному утверждению, написал ещё около пятидесяти неофициально.[14] Самой успешной работой того периода стал сценарий, который Вонг написал с другим гонконгским режиссёром Патриком Тэмом для фильма Последняя победа (1987).[15] За сценарий к этому фильму Вонг стал номинантом на седьмой гонконгской кинопремии.[16]