Вос, Мартен де


Мартен де Вос (нидерл. Marten de Vos, Maarten de Vos, Maerten de Vos; 1532, Антверпен — 4 декабря 1603, Антверпен) — один из ведущих художников южнонидерландской (фламандской) школы живописи и графики конца XVI века — эпохи Северного Возрождения и нидерландского маньеризма. Романист[3].

Мартен де Вос родился в Антверпене и был младшим из четырёх детей живописца Питера де Воса (1490—1567)[4] и Анны де Хир. Его отец родился в Лейдене и переехал в Антверпен.

Мартен и его брат, которого также зовут Питер, учились живописному ремеслу у отца, а затем, возможно, у Франса Флориса, но документальных подтверждений этому нет[5].

Мартен де Вос, также как в своё время его отец и Франс Флорис, совершил между 1550 и 1558 годами поездку в Италию. В 1552 году (?) Мартен де Вос познакомился с известным нидерландским живописцем Питером Брейгелем Старшим; в этом же году они вместе посетили Флоренцию, Венецию и Рим, где Мартен написал алтарную картину «Непорочное зачатие» для церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Вероятно, он проживал в Риме, Флоренции и Венеции. В работах де Воса заметно влияние живописцев венецианской школы. Историограф венецианской живописи Карло Ридольфи писал, что Мартен де Вос работал в Венеции в мастерской Тинторетто, что объясняет это влияние[6].

По возвращении в Антверпен в 1558 году де Вос стал членом aнтверпенской Гильдии Святого Луки и управлял большой мастерской. В 1560 году Мартен де Вос женился на Джоанне Ле Бук, которая стала его единственной супругой и любовью на всю жизнь (у них было пять дочерей и три сына, двое из них: Даниэль (1568—1605) и Мартен Младший (1576—1613) также стали художниками.

В 1556 году в Нидерландах в ходе кальвинистской Реформации достигло своего апогея иконоборческое движение «Вeeldenstorm» (по-голландски: «нападение на изображения или статуи»). Многие алтарные картины и статуи, как и украшения церквей, были уничтожены. Позже Мартен де Вос стал одним из немногих художников, которым было поручено восстановление церковных алтарей в Антверпене. За этот период Мартеном де Восом были созданы многие из его значительных работ, такие как «Образ Девы Марии» (1602), написанный для капеллы Гильдии Святого Луки, и «Брак в Кане Галилейской» (1597) для цеха винного алтаря Гильдии, которая позднее стала достоянием Антверпенского музея гильдий[7]. В 1572 году Мартен де Вос был утверждён деканом антверпенской Гильдии Святого Луки. Его племянник Виллем де Вос — ученик гильдии, также впоследствии станет художником.