Струмза, Ги


Ги (Гедалья́ху) Стру́мза (ивр. גי (גדליה) סטרומזה‎ ; род. 27 июля 1948 в Париже) — израильский религиовед, специалист по истории религии Средиземноморского мира и Ближнего Востока в поздней античности[4]. Доктор философии (1978), именной профессор-эмерит в Еврейского университета в Иерусалиме, а также профессор-эмерит изучения авраамических религий Оксфорда. Член Израильской академии естественных и гуманитарных наук (2008).[5][6][7] Лауреат премии Гумбольдта (2008).

Родился в сефардской семье с греческими корнями. Его родители пережили Холокост, отец в Освенциме, а мать в Берген-Бельзен, они познакомились в лагере для перемещённых в Марселе.[8]

Вырос в Париже. Во время учёбы - ещё в школе[9] - на него сильно повлиял Эммануэль Левинас, преподававший философию и Талмуд. После окончания Парижского университета, где он изучал экономику и право, переехал в Израиль. Там изучал философию и еврейскую мысль в Еврейском университете, где на него сильно повлиял профессор Шломо Пинес. После службы в армии (1969—1972) учился в Гарвардском университете, получил степень магистра сравнительной религии. Защитив там же докторскую диссертацию (1978), посвященную гностической мифологии, назначен преподавателем кафедры сравнительного религиоведения Еврейского университета, с 1991 занимал именную кафедру (Martin Buber Chair). Директор-основатель Центра по изучению христианства (1999—2005) Еврейского университета. В 2009 году стал профессором по изучению авраамических религий в Оксфордском университете, ушёл в отставку в 2013 году.[10] Феллоу-эмерит оксфордского Леди-Маргарет-холла.

Получил Honoris causa Цюрихского университета (2004). Награждён французским орденом «За заслуги».[6][11]

Его жена Сара Струмза — профессор иврита и литературы, а также еврейской мысли, бывший ректор Еврейского университета (2008—2012). У пары двое детей и двое внуков.[12]

Исследования Ги Струмзы фокусируются на динамике столкновений между религиозными традициями и институтами в Римской империи и в период поздней античности, в Средиземноморье и на среднем Востоке. В настоящее время он исследует авраамические традиции в поздней античности, и их влияние на становление ислама. он считает гностицизм, манихейство и раннее христианство важнейшими факторами для понимания кристаллизации новых религий. В своей докторской диссертации, Струмса изучал развитие гностической мифологии, и продемонстрировал, что она уходит своими корнями в Иудаизм и библейские интерпретации. В своих исследованиях, Струмза стремится пересечь традиционные междисциплинарные границы для изучения религиозных феноменов в сравнительной перспективе. Этот подход позволяет ему понять механизмы, лежащие в основе религиозной революции поздней античности, в период, когда прекратились некоторые распространенные виды древней религии (например, жертвоприношение) и были разработаны новые системы, которые стоят в основе иудаизма, христианства и ислама.[13]