Галерея Гонзаго


Галерея Гонзаго[1] — уникальный архитектурно-фресковый ансамбль в Павловском дворце, созданный итальянским декоратором, архитектором и теоретиком искусства Пьетро ди Готтардо Гонзаго в начале XIX века. Это единственный в Северной Европе образец наружной фресковой живописи столь большой площади: 350 квадратных метров — настенной и 200 квадратных метров — потолочной[2]. «Чудо Павловска» — так называли Галерею Гонзаго современники. Они утверждали, что птицы пытались влететь в созданный декоратором иллюзорный мир, а собаки — вбежать. Одни разбивались о стену насмерть, вторые — повреждали носы[3].

В течение XIX века росписи Пьетро Гонзаго неоднократно подновлялись. В годы Великой Отечественной войны были серьёзно повреждены. Сложный процесс реставрации Галереи Гонзаго завершился только в 2011 году[4].

Галерея строилась в 1795—1797 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны как летняя открытая столовая для обитателей дворца. Её первоначальные названия — «Светлая столовая», «Столовая галерея», «Столовая зала»[5]. Роспись Галереи, созданная Пьетро ди Готтардо Гонзаго, была выполнена по поручению императрицы Марии Фёдоровны значительно позже[6]. Работы проводились в 1805—1807 годах[3].

Считается, что Гонзаго предварительно сделал рисунок по влажной штукатурке методом графьи, а затем по ещё не высохшей штукатурке работал в технике гризайль красной краской на основе железноокислого пигмента. Когда штукатурка высохла, художник сделал проработку и моделировку формы красками на известковом связующем[7].

В 1822—1824 годах архитектор Карло Росси надстроил над Галереей библиотеку с большими арочными окнами, обрамлёнными орнаментом из розеток[8]. Из-за строительства библиотеки помощник Гонзаго Барнаба Медичи в 1824 году был вынужден переписать заново плафон Галереи[9]. Между окнами Росси разместил бюсты древних писателей и философов, а над ними — лепные венки[8]. Карло Росси хотел застеклить созданную им библиотеку до пола Галереи, чтобы защитить росписи Пьетро Гонзаго, однако его замысел остался неосуществлённым. В 1970-е годы эта идея вновь появилась в ходе реставрации, но специалисты по охране памятников посчитали, что стекло нарушит визуальное восприятие фресок Гонзаго, и поэтому были установлены только специальные ограждения и видеокамеры[5]. Несколько раз уже в XIX веке производились подновления живописи в Галерее. Это происходило в 1849, в 1858, в 1874 (тогда живописец Антон Фишер расписал потолок Галереи каучуковыми красками) годах[9].

В конце XIX века, когда на территории Галереи был устроен летний сад, из-за повышенной влажности было принято решение заменить внизу основу росписей со штукатурки на цемент. В советское время на базе Павловского дворца был создан музей-заповедник[9]. В 1930-е годы Галерею использовали как столовую при детском оздоровительном лагере[10].