Глущенко, Николай Петрович


Николай Петрович Глу́щенко (укр. Микола Петрович Глущенко; 19011977) — украинский, советский художник-живописец, советский разведчик. Народный художник СССР (1976).

В 1918 году окончил коммерческое училище в Юзовке (ныне Донецк). Вскоре по мобилизации был зачислен в Добровольческую армию А. И. Деникина. Через некоторое время с остатками белогвардейских частей оказался на территории Польши. Там попал в Щелковский лагерь для интернированных лиц, а оттуда сбежал в Германию. Занимался в школе-студии Ганса Балушека в Берлине. В 1920—1924 годах учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств (ныне Берлинский университет искусств). В 1925 году переехал в Париж, где испытал влияние французских импрессионистов: К. Моне, Э. Дега, А. Матисса, В. Ван Гога. Создал портреты Р. Ролана и А. Барбюса и др. Оформил советский павильон Лионской ярмарки.

К началу 1930-х годов творческий облик художника окончательно сформировался, он выступил как талантливый мастер с собственным оригинальным лицом. Его живописи присуща импрессионистичность, тонкое ощущение декоративной выразительности цвета и свобода выражения. В 1930 году создал серию иллюстраций к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

В этом же году художник создал насыщенный драматизмом пейзаж «Киев 1944 года. Улица Карла Маркса». Серое небо нависает над городом, разбитые дома и дороги когда-то прекрасной улицы. Вдалеке фигурки людей, которые разбирают завалы и снег — всё это объединение психологических и цветовых контрастов[3].

Работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.

В 1970-е годы художник увлекался техникой монотипии и создал в ней целый ряд цветочных натюрмортов. Картины мастера находятся во многих украинских и зарубежных музеях и частных коллекциях.