Горизонтальный небоскрёб


Горизонтальный небоскрёб (англ. Horizontal skyscraper) — высотное здание (небоскрёб), как правило, имеющее на верхнем конце горизонтальные консольные конструкции этажей либо горизонтальные конструкции этажей в виде моста (балки), опирающиеся на одну или несколько вертикальных колонн-небоскрёбов. Горизонтальный небоскрёб может быть положен на опоры как мост или подвешен к ним, либо может опираться сплошным ленточным или плитным фундаментом на землю всей своей нижней поверхностью.

В конце XIX — начала XX веков при строительстве больших густонаселённых городов стали возникать проблемы вертикального зонирования (пересечения транспортных и пешеходных потоков) и рационального использования территориальных, водных и энергетических ресурсов, что побудило ряд фантастов, художников и архитекторов-утопистов к новым дерзким проектам[1]. Выделилось несколько инакомыслящих активистов — А. Лавинский, Эль Лисицкий и других, сформировавших с 1915 года новое течение — конструктивизм.

«Как из рога изобилия посыпались самые дикие проекты. Для проживания горожан предлагались летающие города (несомые дирижаблями), „горизонтальные небоскрёбы“ (вытянутые по горизонтали над городом параллепипеды на ножках-опорах), „новые дезурбанистические поселения“ (вереницы коттеджей, растянувшиеся на сотни километров вдоль центрального шоссе)», — писал А. Рогачёв в книге «Москва. Великие стройки социализма»[2]. Стали появляться массово активисты, которые разрабатывали необычные футуристические проекты того времени, такие, как: «динамические города» (А. Лавинский), трансформируемые сооружения (К. Мельников), высотные каркасные объекты (В. Кринский) и «горизонтальные небоскрёбы» (Л. Лисицкий)[3].

В 1923—1925-х годах советский художник и архитектор-конструктивист Эль Лисицкий предложил в проектном решении тонкую и высокую башню, на верхнем конце которой была консольная конструкция со значительным вылетом[5]. Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки. Его проект «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы (1923—1925), получивший шутливое название «заоблачные утюги», предлагался также и для полной сохранности исторически сложившейся застройки Москвы минуя снос старых зданий[6].

В 1925 году К. Мельников представил «гаражи-автостоянки для Парижа», которые «парят» над мостами через Сену, Франция[4].