Городское фэнтези


Городские фэнтези (англ. Urban fantasy) — направление фэнтези[1], основанное на использовании городской мифологии. События, как правило, протекают в настоящем мире в соединении с элементами фэнтези (прибытие инопланетян или неких мифологических тварей, сосуществование или противостояние человека и паранормальных существ, прочие изменения в городском пространстве)[2]. Термин близок к понятию «низкое фэнтези» (то есть фэнтези с «низким» количеством фантастических элементов в мире произведения), но не идентичен ему, так как сюжет низкого фэнтези не обязательно разворачивается в городе.

Согласно определению Encyclopedia of Fantasy, отличительной особенностью городского фэнтези является использование темы города как места действия, образа или среды произведения (например, серия книг Саймона Р. Грина «Хок и Фишер»), хотя это может быть как реально существующий город, так и фантастический город (например, «Крысы и гаргульи» Мэри Джэнт 1990 года). В городских фэнтези действие обычно происходит изнутри города, а окружающий мир может быть представлен нечётко; также наблюдается сочетание реальности и фантазии в виде сказок о городе[3].

Существует более узкое определение городского фэнтези, введённое издателями в XXI веке: альтернативная история современного мира с сосуществованием людей и сверхъестественных существа (вампиров, оборотней, эльфов и фей) через приключения, интриги, мелодрамы и любовные истории (данное определение уже ближе к термину «паранормальный роман»)[4].

Городское фэнтези соединяет в себе черты таких жанров, как фэнтези, мистика и реализм, и имеет связи с самыми разнообразными литературными направлениями — от романтической прозы до бытописания, от детектива до романа ужасов, от мистики до социально-философского исследования[5]. Иногда под городским фэнтези понимают фэнтези, действие которого происходит в современном антураже[1]. Городское фэнтези, за счёт его антуража, сложнее отличить от научной фантастики, но элементы, подчёркивающие жанр последней, представлены как элементы вероятного будущего и связаны в основном с научным развитием, а не с мифологией.

В обзоре жанра в журнале «Мир фантастики» выделяются 3 отличительные особенности городского фэнтези[6]:

В городских фэнтези существует множество образов городов: от Готэма Бэтмена (с прообразом в Нью-Йорке) до новозеландского города в «Навигаторе: средневековая одиссея» 1988 года, Ланкмар[англ.] Фрица Лейбера, Анк-Морпорк Терри Пратчетта, городские сцены в «Дневном…» и «Ночном Дозоре». Зеркальные города в романе Джина Вульфа «Есть двери» 1988 года не имеют чёткой локализации ни в нашем, ни в потустороннем мире, однако Encyclopedia of Fantasy называет их одним из самых глубоко урбанистических примеров городского фэнтези[3].