Гун, Андрей Леонтьевич


Андре́й Лео́нтьевич Гун (14 [26] апреля 1841, Царское Село — 21 января 1924, Петроград, РСФСР) — русский архитектор[3], декоратор, рисовальщик, художник-прикладник[4], академик и действительный член Императорской Академии художеств.

Родился 14 апреля[5] 1841 года в Царском Селе, в семье купца-лютеранина «из Ганноверских подданных, не имеющих родового имения» (по сведениям из послужного формуляра)[6]. Родители — Людвиг Кристиан Гун (Ludwig Christian Huhn, 1796—1862), булочник (Bäckermeister) в Царском Селе, женатый на уроженке Санкт-Петербурга Марии Елизавете Брандт (Maria Elisabeth Brandt, 1812—1877)[7].

Учился в Императорской Академии художеств, на архитекторском отделении (1860—1864). В 1861 году, будучи студентом 2-го курса Петербургской Академии художеств, был удостоен малой серебряной медали за «проект вокзала на водах», а в 1863 году за проект «проект монастырских ворот с колокольней» — большой серебряной медали 1-го достоинства[6][2]. В этом же году «за отличный талант и сказываемые успехи в исторической живописи» он был отправлен пенсионером Академии художеств в Париж, где исполнил почётный заказ — картину на историческую тему «Завоевание Англии норманнами» для Всемирной выставки 1867 года в Париже. По окончании учёбы в 1864 году получил от Академии художеств звание классного художника с правом на чин XIV класса[2].

В 1860-х годах, наряду с В. А. Шрётером, был помощником петербургского архитектора А. И. Резанова. В 1867—1872 годах А. Л. Гун принимал участие в строительстве дворца великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. В 1865 году совместно с Шрётером выполнил конкурсный проект храма Кавказской армии в Тифлисе[8]. С 1867 года регулярно участвовал в устраиваемых Обществом поощрения художеств ежегодных конкурсах на лучший проект в области художественной промышленности. С начала 1870-х годов выступил сторонником русского стиля, осваивал новые композиционные приемы и декоративные мотивы, свойственные деревянному народному зодчеству.

В 1873—1911 годах работал на Петергофской гранильной фабрике — сначала архитектором, затем в 1874—1886 годах был её художественным руководителем, а с 1886 года — директором. С конца 1870-х по рисункам Гуна на Петергофской, Екатеринбургской, Колыванской гранильных фабриках изготовлялись каменные постаменты, скульптуры, вазы, чаши, чарки, блюда, геммы, камеи. В одной из многочисленных справок-характеристик особо подчеркивалось, что: «По художественной промышленности А. Л. Гун много работал по части мебели, мрамора и цветных камней, всегда отличающихся вкусом и оригинальностью и приобретших заслуженную солидную известность как при Высочайшем дворе, так и в публике»[6].

Получил звание академика Академии художеств (1867). С 1869 года Гун вёл преподавательскую деятельность. Преподавал в Институте гражданских инженеров (с 1884), профессор (с 1901), почётный член Совета (с 1912). Являлся членом-учредителем Петербургского общества архитекторов. Действительный член Академии художеств (1907)[9].