Два пути (авраамические религии)


«Два пути́» (др.-греч. Ὁδοὶ δύο[1]) — покорение воле Божьей — «путь жизни»[2] на благо человеку, а противление воле Божьей — «путь смерти»[3] во зло человеку. В авраамических религиях (иудаизм, христианство, ислам) учением о «двух путях» усмиряют человека и побуждают к соблюдению заповедей (воле Бога).

Согласно Моисееву закону, в иудаизме призывают к соблюдению всех заповедей, провозглашённых на горе Синай и записанных в Торе, чтобы счастливо жить на Земле, обетованной Богом (Исх. 20; Втор. 28, 30; Иер. 21:8; Пс. 1). Фарисеи свели все заповеди к двум (Лк. 10:25—37) — любить Бога (Втор. 6:5) и любить ближнего (Лев. 19:18) и «золотое» правило, отрицательно оформленное — «всего того, чего не желаешь, чтобы случилось с тобой, не делай и ты другому» (Дидахе 1).

Иудеи-христиане и эбиониты также следовали учению о «двух путях»[4] (Мф. 7:13—14) и исполняли иудейские заповеди, а «золотое» правило оформили положительно — «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Декалог составлен из половин, где одна — о небесном (любить Бога), другая — о земном (любить ближнего), христианская молитва «Отче наш» устроена схожим образом[5]. Учение о «двух путях» упомянуто в раннехристианских произведениях Дидахе и Послании Варнавы, а после в Синоптических Евангелиях и Деяниях.

В исламе известно учение о «двух путях» — «направь прямой[6] стезёю нас, стезёю тех, кто милостью Твоею одарён, а не стезёю тех, на ком Твой гнев, и не стезёй заблудших» (Коран, сура 1), «и Мы (всеведением Нашим) определили ему путь быть благодарным (Господу) или неверным» (76:3). Название «мусульманин» (от áslama) означает «покорённый, подданный»[7][8] воле Аллаха.