Деламер, Пьер-Алексис


Пьер-Алексис Деламер (фр. Pierre-Alexis Delamair, 1676, Шатне-Малабри, юго-западный округ Парижа — 25 июля 1745, Агд, Южная Франция) — архитектор французского классицизма, теоретик и градостроитель «большого стиля» эпохи правления Короля-Солнце Людовика XIV (1643—1715). В истории Парижа Пьер-Алексис Деламер считается первым системным градостроителем; разработанные им планы предполагали снос, выравнивание или реконструкцию существующих зданий, прокладку новых улиц и создание площадей. Прежде всего это касалось ветхих и громоздких построек, установленных на мостах через Сену.

Пьер-Алексис Деламер был сыном каменщика Антуана Деламера. Учился архитектуре практически в департаменте Королевских построек (Bâtiments du Roi) под руководством Робера де Кота[5]. Самая знаменитая постройка Деламера в Париже — Отель Субиз (1705—1709) с эффектным фасадом из сдвоенных колонн, поставленных в два яруса, и полуциркульной колоннадой курдонера. Отель знаменит и тем, что позднее его интерьеры с эффектным «Салоном принцессы» оформил в 1736—1739 годах в стиле рококо архитектор Жермен Бофран. Другая постройка — соседний Отель Роган (1704—1709), предназначенный для сына принца Субиза, епископа Страсбурга. Другой отель для знаменитой семьи Роган архитектор построил в Страсбурге.

Предприниматель, теоретик и архитектор, Деламер написал три книги, которые остались в рукописи, в них он развивает новаторские идеи по преобразованию города Парижа (1725). План Деламера предполагал снос устаревших строений и придания столице истинного величия, достойного эпохи Короля-Солнце.

Архитектор планировал соединить мостами и широкими улицами три острова Сены в центре Парижа: Иль-де-ла-Сите, Иль-Сен-Луи и Иль-Лувье и создать единый Иль-де-Пари («Остров Парижа»). Эта идея не была осуществлена, но её в дальнейшем стремились использовать архитекторы Пьер Пат и Шарль де Вайи[6].

Деламер не ограничился переименованием трёх островов в «Парижский остров»: он предложил придать им важное градостроительное значение, перенеся туда, напротив площади Дофин, здание Ратуши, переименованной в «Плас де Франс». Таким образом, здание могло оставить неподходящее для него место — Гревскую площадь, где казнили преступников, — и разместиться на выгодном участке между двумя берегами. В то время, когда Вольтер, а затем Этьен Ла Фонт де Сен-Йенн писали суровые памфлеты против перенаселённости города архитектор Деламер предложил конкретные идеи по его преображению.