Десять главных учеников Будды


Подразумеваются десять главных учеников Гаутамы Будды[1]. В разных источниках данные об учениках отличаются. Во многих наставлениях Махаяны десять учеников упоминаются в разном порядке[2][3][1]. Изображения десяти учеников можно найти в пещерах Могао. Упоминания о них в текстах встречаются начиная с IV века до н. э. до XII века н. э. Это наиболее почитаемые ученики среди последователей Будды, особенно в Китае и Центральной Азии[1]. Десять учеников упоминаются среди прочих в тексте Махаяны Вималакирти-нидеша, где их называют «десять мудрецов», термином, который обычно используется для учеников Конфуция[4].

Шарипутра (санскр. शारिपुत्र, пали sāriputta, кит. 舍利子 Shèlìzǐ) (букв. «Сын Шари»), урождённый Упатисса (пали Upatissa), был одним из выдающихся последователей Будды[5]. Он считается первым из двух его главных учеников вместе с Маудгальяяной (пали Moggallāna)[6]. Шарипутра играл ключевую роль в миссионерской деятельности Будды и во многих буддийских школах считается важным деятелем в развитии Абхидхармы[7]. Он упоминается в нескольких сутрах Махаяны и иногда служит в них в качестве контрапункта для представления буддизма Хинаяны[8][9].

Буддийские тексты рассказывают, что Шарипутра и Маудгальяяна c детства дружили и в юности отправились странствовать. Проведя некоторое время в поиска духовной истины, они соприкоснулись с учением Будды и стали монахами, после чего Будда объявил друзей своими двумя главными учениками[10][11][12]. Считается, что Шарипутра стал архатом через две недели после рукоположения[13][12]. Как главный ученик Шарипутра взял на себя руководящую роль в сангхе, присматривая за монахами, давая им объекты для медитации и разъясняя положения доктрины[14][15][16]. Он был первым учеником, которому Будда позволил проводять обряд рукоположения[14]. Шарипутра умер незадолго до паринирваны Будды в своем родном городе и был кремирован[17][14]. Согласно буддийским текстам, его мощи хранились в монастыре Джетавана[18]. Археологические находки, сделанные в 1800-х годах, позволяют предположить, что мощи могли быть перераспределены более поздними правителями по всему Индийскому субконтиненту[19][11].

Шарипутра особенно почитаем в буддизме Тхеравады[20]. В буддийском искусстве его часто изображают рядом с Буддой, обычно справа от него[5]. Шарипутра был известен строгим соблюдением буддийских монашеских правил, а также своей мудростью и способностями к обучению, благодаря чему его называют «Полководцем Дхармы» (санскр. Dharmasenapati, пали Dhammasenāpati)[21][15][12]. Будда провозгласил Шарипутру непревзойдённым в мудрости учеником[22]. Среди монахинь этот статус имела Кхема[23].