Дешалыт, Ефим Исаакович


Ефим Исаакович Дешалыт (24 октября 1921, Москва — 6 апреля 1996, там же) — советский художник, мастер-создатель диорам, глава и основатель одной из двух основных школ советского диорамного искусства[1]. Создатель Мастерской диорамного искусства (1972)[1]. Народный художник РСФСР (1978).

Участник Великой Отечественной войны — красноармеец 38-го стрелкового полка 13-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения (Ростокинского района). В 1943 году окончил Всероссийский государственный институт кинематографии как художник-постановщик фильмов. На студии Моснаучфильм создал изобразительный ряд более, чем в двадцати научно-популярных картинах.

С 1955 года занимался созданием диорам и панорам для музеев и выставок, в том числе советских национальных выставок за рубежом и международных ярмарок. Первыми опытами Ефима Дешалыта стали ещё небольшие диорамы для павильонов Выставки достижений народного хозяйства СССР.

Всего коллективами под руководством Ефима Дешалыта было создано не менее 83 предметно-живописных композиций на различные темы[1], в первую очередь исторические и батальные. Фотографии некоторых из них собраны в авторском альбоме Е. И. Дешалыта «Панорамы Родины», выпущенном в 1979 году издательством «Изобразительное искусство».

Наиболее величественной предметно-живописной композицией Ефима Дешалыта стала знаменитая диорама «Москва — столица СССР», созданная в 1977 году для выставки, посвящённой 60-летию Октября, в Лос-Анджелесе. Макет центра Москвы, наблюдаемого со стороны Кремлёвской набережной, в масштабе 1:75 имеет общую площадь живописной и предметной частей более 300 квадратных метров, снабжён осветительными эффектами и звуковым сопровождением. Разборная диорама объехала Соединённые Штаты Америки, несколько стран Европы, экспонировалась на Выставке достижений народного хозяйства. В настоящее время размещена в холле гостиницы «Украина» в Москве[2].

Интересен ряд небольших диорамных композиций природно-ландшафтного характера, созданных под руководством Е. И. Дешалыта для Биологического музея имени К. А. Тимирязева в Москве: как общего плана — «Птичий базар», «Смешанный лес», «Песчаная пустыня»[11], так и камерные («Тетеревиный ток»). Для их создания сотрудники музея выезжали в природные заповедники соответствующей климатической зоны, в том числе на Баренцево море и в пустыню Каракумы.