Дзуйкаку


Проект 1937 года
72 экипажа / 84 ЛА
Конец 1941 года
72 экипажа / 72 ЛА
ИАЭ — 18 ед.
ЛБАЭ — 27 ед.
ТАЭ — 27 ед.

Авианосец «Дзуйкаку» («Священный журавль») ВМС Императорской Японии (яп. 「瑞鶴」 航空母艦,  ; Дзуйкаку кокубокан)[3] — тяжёлый авианосец Императорской Японии 1940-х годов проекта Сёкаку. Принимал активное участие почти во всех боевых действиях на Тихом океане, в том числе в ударах по Тихоокеанскому флоту ВМС США и Дальневосточному Флоту ВМС Великобритании; в наступательной операции у о. Новая Гвинея; в оборонительных операциях у архипелагов Восточных Соломоновых островов, Санта-Крус и Марианских островов. Из всех тяжёлых кораблей Императорской Японии по количеству боевых выходов и стратегических операций уступает только АВ Энтерпрайз ВМС США. Уничтожен торпедными атаками авиации ВМС США в ходе оборонительной операции у Филиппинского архипелага осенью 1944 года.

Авианосцы проекта Сёкаку были первыми авианесущими кораблями ВМС Императорской Японии, построенными без учёта ограничений Международных договоров об ограничении ВМС 1922 г (г. Вашингтон) и 1930 г (г. Лондон). Проект разрабатывался на основе предыдущего проекта Хирю, при этом снятие ограничений водоизмещения позволило значительно улучшить проект. Дополнительный тоннаж был использован для усиления бронезащиты, увеличения высоты корпуса, установку более мощной ГЭУ, усиление противоторпедной защиты, увеличение числа авиации и усиление зенитного вооружения. Проект получился крайне удачным, по своим основным характеристикам оставаясь лучшим авианосным проектом Императорской Японии. Второй корпус проекта — Дзуйкаку — имел мощный бронепояс (до 21,5 см), бронепалубу (17 см) и противоторпедную защиту по образцу тяжелых крейсеров. Слабым местом была небронированная полетная палуба, небронированные цистерны и бензопроводы, создававшие высокую пожароопасность. Авиация располагалась в двухъярусных ангарах под полётной палубой, оборудованных тремя подъёмниками. Значительная длина полетной палубы позволила отказаться от использования катапульт, причем корабль имел возможность посадки авиации с обеих оконечностей. Трубы дымосброса располагались на правой стороне позади небольшой надстройки. В ходе войны на авианосце не раз проводились модернизации с учётом опыта, приобретённого в боевых действиях. После сражения в Коралловом море, ангары были оборудованы противопожарными жалюзи, постами и системой автоматического углекислотного пожаротушения[4].

По первоначальному проекту авиационная БЧ кораблей имела в своем составе 4 эскадрильи (ИА, пикировочной, торпедоносной и разведывательной авиации), 8 рот (72 экипажа) и 96 ед. корабельной авиации:

Ко времени вступления в строй И-96 и ЛБ-96 (обр. 1936 г.) были заменены на ЛБ-99 и И-0 (обр. 1939 г. и 1940 г.), а разведчики С3N, в серию не пошли. АвиаБЧ стала включать 72 экипажа и 84 ед. авиации (12 самолетокомплектов), а функции разведки возлагались на охранение. В ходе войны появились последние модификации И-0, пикировщики Комета и торпедоносцы Тяньшань[4].